«Паяцы» Руджеро Леонкавалло
21 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 мая 1804 года тогда еще под Парижем открылось кладбище Пер Лашез. 17 гектаров на живописном холме, некогда принадлежавшие исповеднику Людовика XIV, первое время не пользовались особым спросом у парижан, поскольку находились далеко за городской чертой. Чтобы повысить привлекательность этого последнего прибежища власти перенесли сюда прах двух великих французов — баснописца Лафонтена и драматурга Мольера. Вскоре к ним переселили останки средневекового философа Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы. Эти усилия принесли ощутимый результат: за 20 последующих лет количество захоронений на Пер Лашез достигло 33-х тысяч. Кладбище не просто стало престижным, оно постепенно превратилось в исторический и культурный памятник. Существующая здесь «Стена коммунаров» напоминает о героических днях Парижской коммуны: на территории Пер Лашез были расстреляны 147 последних участников парижских волнений 1847 года. На это кладбище приходят поклониться Эдит Пиаф и Оскару Уайльду, Марселю Прусту и Айседоре Дункан, Джиму Моррисону и Фредерику Шопену. Среди надгробий на «Пер Лашез» много настоящих произведений искусства.
Это был болезненный, хилый мальчик, горбун, он искал прибежище в идеальном мире книг, которыми была полна библиотека отца. Его собственные сочинения пополнили поэтические собрания благодарных англичан, а международное читающее сообщество признало его самым цитируемым британским автором после Шекспира. 21 мая 1688 года в Лондоне родился Александр Поуп, один из крупнейших сочинителей эпохи классицизма. Он реформировал английское стихосложение и отточил до совершенства александрийский стих, отголоски которого можно встретить в сочинениях Тредиаковского, Сумарокова и Пушкина. Он перевёл на английский пятистопным ямбом «Илиаду» Гомера и стал автором философских и сатирических поэм. Герои одной их них — «Похищение локона» подарили свои имена трем спутникам планеты Уран. «Ошибаться — человечно, прощать — божественно» — эти слова принадлежат Александру Поупу.
Оперу «Паяцы» принято называть лучшим и самым популярным сочинением Руджеро Леонкавалло. Впервые она была представлена миланской публике 21 мая 1892 года. Сюжет композитор позаимствовал в действительном прошлом калабрийской деревни Монтальто, в которой находилось его родовое имение. «Камердинер влюбился в артистку бродячей труппы, муж которой, застав влюбленных, убил и жену, и соблазнителя» — такова история, на которой основывалось либретто оперы «Паяцы». На музыкальное воплощение этой жизненной драмы ушло всего пять месяцев, Леонковалло удалось мастерски сплести течение реальной жизни и традиции итальянской комедии «Дель арте». Премьерным исполнением дирижировал Артуро Тосканини. «Паяцев» ожидал триумф и вскоре их поставили на всех значимых сценах Европы. Также утверждают, что опера стала первой из итальянских, целиком записанных на грампластинку.