«Борис Годунов» в Гранд-опера
19 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
19 мая 1484 года на «Соборной площади» в Московском Кремле было заложено новое каменное здание Благовещенского собора. В то время многие кремлевские постройки возводились иностранными мастерами, но свою домовую церковь князь Иван Третий приказал построить зодчим из Пскова. Летопись сохранила их фамилии — Кривцов и Мышкин. Изначально храм был трехглавым, еще шесть куполов были пристроены в шестнадцатом веке. Русские правители оказывали Благовещенскому собору повышенное внимание: золотили купола, не скупились на внутреннее убранство, здесь работали лучшие иконописцы. До 1917 года настоятель храма был духовником княжеских и царских семей.
Принято считать, что столица российской империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург 19 мая 1712 года. Именно в это день царский двор прибыл в город на Неве, которому тогда было всего девять лет отроду. Собственно, перенос начался двумя годами ранее, когда на север потянулись высшие чиновники и сенаторы. Изрезанная кривыми улочками, хаотически застроенная, лишенная всяческой городской санитарии Москва была немила царю Петру. Его Россия нуждалась в иной визитной карточке: с прямыми проспектами, современной архитектурой и жителями, одетыми в европейское платье.
В этот день 1801 году в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника генералиссимусу Александру Суворову. Скульптор Михаил Козловский возвел национального героя России в ранг аллегории, представив его в обличии бога Марса. Зачастую отмечается, что бронзовая скульптора не имеет прямого портретного сходства и больше претендует на обобщенный эпический образ. Император Павел I предполагал, что этот памятник станет прижизненным признанием заслуг великого полководца. Как ни торопил царь создателей монумента, Суворов окончил свой жизненный путь за год до торжественной церемонии.
19 мая 1908 года в парижском театре «Гранд-опера» постановкой оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» открылись «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Импресарио стремился впечатлить парижскую публику и тщательнейшим образом готовился к постановке. Художник Иван Билибин лично ездил под Архангельск покупать русские сарафаны и вышитые ткани, а сам Дягилев собирал по петербургским базарам исторические предметы обихода. На премьере в главной роли выступил Федор Шаляпин. Артист вспоминал: «Публика вела себя удивительно, так могут вести себя только экспансивные французы — кричали, обнимали нас, выражали свои благодарности артистам, хору, дирижеру и дирекции». Овации овациями, но «Годунов» в тот вечер полного зала не собрал и вырученные деньги едва покрыли расходы труппы. Предпринимательский талант Дягилева и изрядная авантюрность его характера подсказали агрессивный метод завоевания европейской публики: через год он привез в Париж целых пять балетов.