«Летят журавли» в Каннах
18 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
18 мая 1704 года митрополит Новгородский Иов в присутствии Петра I освятил первый форт Петербурга — «Кроншлот». Годом ранее император распорядился построить укрепление для защиты города от нападения шведских войск и лично сделал макет крепости. Ее решили возвести на отмели посреди Финского залива. Первым делом изготовили специальные срубы: их нагружали камнями и опускали под лед. На этом своеобразном фундаменте установили трёхъярусную деревянную башню, от которой десятигранником провели стены и установили 14 пушек. Артиллерия могла эффективно вести огонь в пределах одного километра. Шведы проверили Кроншлот на прочность уже летом, но их обстрел с моря никаких разрушений в крепости не вызвал. Сегодня эта ярчайшая достопримечательность Кронштадта — исторический и культурный памятник федерального значения.
18 мая 1958 года в Каннах чествовали советское киноискусство. Жюри фестиваля, который в тот год проводился всего во второй раз, вручило Золотую «Пальмовую ветвь» создателям картины «Летят журавли». В этом фильме было найдено немало революционного. Кинокритика признала за работой режиссера Михаила Калатозова переломную роль: если раньше войну на экране показывали в основном с позиций фронтовой жизни, то здесь перед зрителями она предстала как драма обычных людей. Их блестяще сыграли Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Ради новаторских съемок были придуманы и впервые конструированы круговые рельсы для камеры. Изобразительные решения стали классикой операторского искусства. В Советском Союзе о зарубежном триумфе сообщали сдержанно: газета «Известия» откликнулась на событие скромной заметкой даже без упоминания имен создателей. «Летят журавли» до сих пор остается единственным отечественным фильмом, получившим в Каннах главный приз.
В этот день в 1048 году родился персидский философ и поэт Омар Хайям. При жизни он был известен исключительно как выдающийся ученый. Хайям стал автором фундаментальных трудов по математике. Его астрономические исследования легли в основу иранского календаря, который по точности превосходил юлианский и григорианский. А еще на протяжении всей жизни он писал короткие афористичные стихи — рубаи, в которых высказывал сокровенное о жизни и человеке. Их количество, по разным оценкам, колеблется от 300 до 500. Есть среди них и такое четверостишие:
Трудно замыслы божьи постичь, старина,
Нет у этого неба ни верха, ни дна.
Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
Лишь бы сцена была хоть немного видна!