Сэмюэл Морзе

  • 27 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
27 апреля 1702 царь Петр Первый подписал Манифест о привлечении иностранцев на службу в Россию. В нем указывалось: «…И чтобы все к нашей и государственной пользе наилучшим образом споспешествовало… приглашаем мы из чуждых народов людей искусных…в добрых делах, служащих для процветания государства». Помимо армейских специалистов Петр привечал заморских купцов и художников. Всем гарантировалась сохранение прежнего подданства, право на свободный въезд и выезд из страны, освобождение от налогов и пошлин. Высокая зарплата, казенные квартиры, дрова и свечи — материальная сторона дела тоже была немаловажной. Но для многих европейцев решающим фактором стало то, что русский царь всем гарантировал свободу вероисповедания. Многие иностранцы, приехавшие в Россию, не только считали себя русскими, но и становились ими, восприняв на новой родине язык, культуру, традиции и даже патриотизм. Среди тех, кто раньше других откликнулся на призыв Петра Первого, было много итальянцев. Архитекторы Карло Растрелли и Доменико Трезини сформировали исходный облик Санкт-Петербурга, а первой итальянской оперной труппой, обосновавшейся в России, руководил Франческо Арайи.
Этот американец в молодости страстно увлекался живописью и электричеством. Первое признание как художника пришло к нему в Лондоне. Его первая скульптура удостоилась премии Королевской Академии художеств. Сообщение об изобретении электромагнита застало его, когда он возвращался в Америку. На родине он увлеченно писал, пытался утвердить так называемое «интеллектуальное направление в искусстве», к которому в первую очередь относил историческую живопись. Но идея создания электромагнитного пишущего телеграфа занимала в его жизни все больше времени. Он стал первым президентом Национальной Академии рисунка, которая успешно соперничала с Нью-Йоркской Академией изящных искусств. И все же в веках его прославила не живопись. 27 апреля 1791 года в Бостоне родился Сэмюэл Морзе. Именно он разработал для телеграфа специальную азбуку, которая вполне востребована и сейчас, и называется его именем.
27 апреля 1749 года в лондонском Грин-парке музыка Георга Фридриха Генделя впервые прозвучала при большом стечении народа. По поводу заключения так называемого Ахенского мира — одного из самых заметных общеевропейских перемирий — композитор создал сюиту под названием «Музыка фейерверка». После того, как отзвучали последние аккорды, дали знак к началу самого фейерверка. Один из пушечных выстрелов зацепил барельеф короля Георга Второго, а он в свою очередь, свалился на деревянный бутафорский храм, который возвели для оркестра, и вызвал пожар. К счастью, во время возгорания никто не пострадал. Нет сомнений, публичный дебют Генделя и так занял бы в истории достойное место, но сопутствовавшее ему чрезвычайное происшествие весьма украшает повествование.

Последние выпуски программы

  • 18 мая 2021

«Летят журавли» в Каннах

18 мая 1958 года в Каннах чествовали советское киноискусство. Жюри фестиваля, который в тот год проводился всего во второй раз, вручило Золотую «Пальмовую ветвь» создателям картины «Летят журавли».

  • 17 мая 2021

«Русские сезоны» Дягилева

17 мая 1909 года в парижском театре «Шатле» началось торжество русского танца. Открылись «Русские сезоны» Дягилева.

  • 16 мая 2021

«Русалка» Александра Даргомыжского

16 мая 1856 года в Мариинском театре впервые исполняли оперу Александра Даргомыжского «Русалка». В общей сложности на музыкальное воплощение неоконченной драмы Пушкина ушло около десяти лет.