Большой зал Московской консерватории

20 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Историю детективного жанра в мировой литературе принято отсчитывать с 20 апреля 1841 года. В этот день в филадельфийском журнале Джорджа Грэма был опубликован рассказ «Убийство на улице Морг» американского писателя Эдгара Аллана По. Действие новеллы происходило в Париже, преступление расследовал эксцентричный частный сыщик Огюст Дюпен. Эдгар По разработал также основную схему нового жанра, которая и по сей день сводится к цепочке «загадка — расследование — объяснение». Первые пятнадцать лет писатель называл свои детективы «рассказами об умозаключениях». Справедливости ради стоит отметить, что историю российского детектива отсчитывают с середины 18 века. Одна из самых первых криминальных историй была посвящена похождениям Ивана Осипова, он же Ванька-Каин. Этот вор и разбойник в разгар свой удалой жизни явился с повинной в Сыскной приказ, предложил властям сотрудничество, получил официальное звание доносителя и вооруженную команду. Сыщик-грабитель рьяно расследовал мелкие преступления и охотно «крышевал» крупные банды.
В этот день, по новому стилю 20 апреля, по старому 7 апреля в 1901 году на Никитской улице был торжественно открыт Большой зал Московской консерватории. Изначальное здание было построено в конце 18 века для Екатерины Дашковой, соратницы Екатерины Великой. В качестве архитектора княгиня пригласила Василия Баженова, но регулярно обогащала внешний облик дома собственными идеями. Московская консерватория сначала арендовала усадьбу, а затем выкупила ее за 185 тысяч рублей. В результате реконструкции от баженовского дома осталась только малая часть фасада и полукруглая ротонда. За проект архитектор Василий Загорский денег не взял. Отделка и меблировка были сделаны на деньги столичных меценатов. Первоклассный орган французского мастера Аристида Кавайе-Коля в дар Консерватории преподнес предприниматель и благотворитель Сергей Дервиз. В честь открытия Большого зала был дан концерт, первым номером которого прозвучала увертюра к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила».
Большой зал Московской консерватории
«Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего…» — так писал об этом человеке его коллега Борис Асафьев. 20 апреля 1881 года родился композитор, педагог, музыкальный критик Николай Мясковский. Его причисляют к старейшинам советской музыкальной культуры. Этот военный инженер окончил Петербургскую консерваторию. 6 своих первых романсов, написанных на стихи Зинаиды Гиппиус, он опубликовал в 25 лет. Творчество Николя Мясковского насчитывает 27 симфоний. Он стал одним из первых руководителей Союза советских композиторов и воспитал целую плеяду ярких творцов, в числе которых Дмитрий Кабалевский, Арам Хачатурян и Виссарион Шебалин.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».