Всемирная выставка в Париже
14 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
14 апреля 1848 года в России был учрежден «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений». В революционный для Европы год император Николай Первый как мог старался не допустить в России ни малейшего намека на прогресс. Семь лет эта организация была главным инструментом цензурного террора. Решения и распоряжения Комитета представлялись на утверждение монарху и объявлялись от его имени. Очевидец так описывал «работу» организации: «Чудные дела делаются там. Например, цензор Мехелин вымарывает из древней истории имена всех великих людей, которые сражались за свободу отечества или были республиканского образа мыслей». В те годы закрылись многие издания, а литературная критика как такова и вовсе пришла в упадок. По докладам «цензурного комитета» был сослан в Вятку Михаил Салтыков-Щедрин, затем начались неприятности у состоявшего на государственной службе Владимира Даля. В печатании непотребства обвинили верного слугу власти Фадея Булганина, а Ивану Тургеневу строго-настрого запретили покидать наследственное имение Спасское-Лутовиново.
14 апреля 1945 года в Москве была принята программа строительства Главного Ботанического сада Академии наук СССР. В этот год Академия отмечала 220 лет со дня своего основания. В связи с юбилейной датой в Останкинском лесопарке под масштабный проект отвели 361 гектар земли. Сегодня эта территория считается одним их крупнейших Ботанических садов Европы, его богатейшая коллекция представляет флору всех континентов и насчитывает более 18 тысяч видов и сортов растений. Центральная часть Ботанического сада остается заповедной. Здесь сохранилась уникальная дубрава — возраст некоторых деревьев приближается к трем сотням лет.
14 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка. 35 государств расположили в своих павильонах все лучшее, все самое передовое. Экспозиция была проникнута духом встречи с новым столетием. На обозрение 50-ти миллионов посетителей были выставлены главные достижения науки, техники и культуры. России предоставили самую большую экспозиционную площадь — 24 тысячи квадратных метров. Из предложенных организаторами 18 тематических разделов наша страна не участвовала лишь в одном — разделе колонизации. Больше полутора тысяч наград получили российские экспонаты. Среди них была топографическая карта Франции, на которой надписи сделали золотыми, реки исполнили из патины, а города обозначили уральскими самоцветами. Восторг вызвала панорама Транссибирской магистрали общей длиной почти в километр. Впервые иностранной публике были представлены настоящие русские народные инструменты, виртуозное владение которыми продемонстрировал Великорусский оркестр Владимира Андреева. А еще в те дни в Париже впервые с успехом прозвучало инструментальное переложение вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» в исполнении автора.