Николай Римский-Корсаков
18 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
18 марта 1958 года начал свою историю Первый Международный конкурс имени Чайковского. Тогда он включал всего две дисциплины — скрипку и фортепьяно. Оргкомитет возглавил Дмитрий Шостакович. Советское правительство брало на себя все заботы об участниках, чего иные международные конкурсы не предлагали. В столицу СССР с удовольствием потянулась одарённая молодежь: 61 исполнитель из 22 стран. Уровень состязания был чрезвычайно высок: почти все участники уже могли похвастать наличием двух-трех международных премий. Мастерство исполнителей заставило скорректировать регламент: к участию в заключительном туре жюри допустило 12 человек вместо намечавшихся восьми. Победителей конкурса — советского скрипача Валерия Климова и американского пианиста Харви Ван Клиберна принял в Кремле тогдашний лидер СССР Никита Хрущёв. По сей день конкурс имени Чайковского — один из самых престижных в мире. Победа в нем почти всегда означает начало блестящей музыкальной карьеры.
С первых веков христианства человечество стремилось соотнести современность и события, описанные в Библии. Одним из преуспевших в этих изысканиях был монах-бенедектинец Беда Достопочтенный. Жизнь его была бедна внешними событиями и о ней мало, что известно. Образование священник получил в монастыре, стал дьяконом и занялся толкованием отдельных книг Ветхого и Нового Заветов. В его трактатах, посвященных научному способу измерения времени, впервые зафиксировано летоисчисление «до и после рождества Христова». Также Беда Достопочтенный сумел подсчитать, что именно в этот день, 18-го марта, в 3952 году до нашей эры состоялось сотворение мира.
А 18 марта 1844 года родился русский композитор Николай Римский-Корсаков. Мальчиком он мечтал о путешествиях и с удовольствием пошел учиться в морской кадетский корпус. На пути к званию гардемарина он познакомился с участниками кружка Милия Балакирева и примкнул к композиторам «могучей кучки». Свою первую симфонию Римский-Корсаков привез из трехлетнего дальнего плавания на клипере «Алмаз». Симфоническая сюита «Шехерезада», оперы «Садко», «Золотой петушок», «Снегурочка», закрепили за композитором звание «сказочника». Профессор практического сочинения и инструментовки Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы: педагогическое влияние Римского-Корсакова отмечено в творчестве Александра Глазунова, Игоря Стравинского, Николая Мясковского, Сергея Прокофьева. Ученики Римского-Корсакова сходились во мнении: это был чрезвычайно внимательный, обстоятельный, мудрый и остроумный человек. «Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо». Это высказывание принадлежит Николаю Римскому-Корсакову.