Первая Народная консерватория
17 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
17 марта 1906 года в Москве была открыта первая Народная консерватория. В специальной инструкции ее цель была сформулирована так: «содействовать народному музыкально-эстетическому воспитанию». Сюда принимали без возрастных и сословных ограничений. Здесь можно было учиться игре на инструментах, сольному и хоровому пению. В Народной консерватории преподавали прекрасные музыканты и видные теоретики, а главным идеологом выступал известный композитор и педагог Сергей Танеев. Уже в первый год в разных районах Москвы действовало 7 хоровых классов, в них были записаны более 600 учеников. За десять лет существования московской Народной консерватории ее окончили около 2000 человек.
В этот день в 1856 году в Омске в семье военного юриста родился выдающийся русский художник Михаил Врубель. В искусстве Серебряного века он представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки совсем новых художественных направлений. Не все творческие искания Врубеля находили поддержку в академических кругах. К счастью его постоянным заказчиком был известный меценат Савва Мамонтов, сохранивший для нас многие прекрасные полотна. Характеризуя личность и творчество художника, его коллега, живописец Кузьма Петров-Водкин, писал: «Врубель был нашей эпохой».
В его биографии трудно отличить правду от вымысла. Макс Кюсс, стараясь подстроиться под конъюнктуру различных властей, записывал себя то немцем, то евреем, указывал в качестве места рождения то литовский Шауляй, то Одессу, годы его рождения варьировались от 1874 до 1877. Но днем рождения он признавал только 17 марта. Он учился на жестянщика, но мечтал о скрипке. И свой шанс не упустил: его взяли воспитанником военного духового оркестра. В Одесском музыкальном училище Кюсс освоил дирижирование и возглавил полковой оркестр во Владивостоке. В 1907 году над полком взяла шефство вдовствующая императрица Мария Федоровна. Ей так понравился вальс «Разбитая жизнь», что она наградила автора, полкового капельмейстера Макса Кюсса, именными золотыми часами. Произведение, прославившее в веках «одесского Штрауса» родилось в 1909 году. Первое издание вальса «Амурские волны» было посвящено Вере Кириленко. Согласно романтической, версии, Вера Яковлевна, жена командира полка, была любовью всей жизни Макса Кюсса и его музой. По другой, прозаической, Кириленко взяла на себя заботы по изданию нот. Заказать и доставить из Петербурга нотную матрицу было делом непростым, так что и в этом случае посвящение можно считать вполне заслуженным. Так или иначе, успех «Амурских волн» превзошел все ожидания. Его полюбили во Владивостоке, он звучал по всей стране, ноты переиздавались и активно раскупались.