Иоганн Батист Штраус
14 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
14 марта 1804 года в венском предместье родился Иоганн Батист Штраус. Мальчик начал учиться музыке вопреки воле опекуна, самовольно оставил переплетное дело и стал зарабатывать на жизнь скрипичной игрой в трактирах. К 20 годам он уже был помощником дирижера танцевального оркестра и написал свой первый вальс. Современники отмечали, что играл Штраус виртуозно, в бешеном темпе и с выраженным темпераментом. Именно ему принадлежит образ дирижирующего солиста-скрипача. Рихард Вагнер так описывал выступление первого из Штраусов: «Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту». Историки признают, что именно Штраус-старший возвел танцевальную музыку в ранг искусства. Его собственный оркестр стал настолько популярен, что даже во время эпидемии холеры его выступления проходили при переполненных залах. Композитор подарил миру 152 вальса и трех сыновей, которые продолжили музыкальную династию.
14 марта 1920 года в Москве на Шаболовке началось строительство радиобашни по проекту Владимира Шухова. Она явила собой развитие идеи сетчатых гиперболоидных конструкций, которыми талантливый инженер прославился уже в конце девятнадцатого века. Изначально предполагалось, что башня вырастет до трехсот пятидесяти метров, но из-за дефицита металла во время Гражданской войны строение пришлось укоротить почти в два раза. Работы по возведению ажурной конструкции длились два года. Первая радиотрансляция с помощью уникальной антенной башни была проведена 19 марта 1922 года.
Он сочинял с неутомимый рвением с десяти до восьмидесяти шести лет. Он утверждал: «Кто умеет быть полезным многим, поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих». 14 марта 1681 года в Магдебурге родился один из ярчайших немецких музыкантов своего времени Георг Филипп Телеман, известный также под псевдонимом Меланте. Он жил на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков и проявил свой талант во всех музыкальных жанрах, что были известны в то время. Его творческая активность поражает: одних духовных кантат он написал более полутора тысяч. Гендель восклицал: «Телеман пишет церковную музыку также быстро, как пишут письма». Деловая репутация маэстро была не менее высока. Он руководил оркестрами, возглавлял оперный театр, способствовал открытию первого в Германии публичного концертного зала, создал один из первых немецких музыкальных журналов. Композитор сам занимался изданием своих произведений и лично гравировал печатные платы. Маэстро не приходилось сражаться за доходные должности и выгодные заказы. Немецкие князья и графы наперебой предлагали ему покровительство. Важнейшие города Германии — Лейпциг, Франкфурт, Гамбург — с гордостью связывают свою историю с именем Георга Филиппа Телемана.