Мариус Петипа

  • 11 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
11 марта 1878 года на заседании Французской академии ученому сообществу представили фонограф Томаса Эдисона. Патент на это удивительное изобретение был получен буквально месяц назад. Сотрудник Эдисона, венгерский инженер Тивадар Пушкаш, продемонстрировал, как игла, двигаясь по канавке, передает колебания на мембрану, излучающую звук. Не все французские светила в тот день адекватно восприняли новшество. Профессор-психолог Жан Буйяр в буквальном смысле набросился на демонстратора, обвиняя его в жульничестве посредством чревовещания.
Некоторые шекспироведы подсчитали, что именно 11 марта 1302 года были тайно обвенчаны Ромео и Джульетта. Впервые образ двух влюбленных, разделенных семейными предрассудками, встречается еще в поэме древнеримского автора Овидия «Метаморфозы». Итальянец Луиджи да Порто в «Истории двух благородных влюблённых» развивает сюжет. Но именно трагедия Шекспира возводит отношения Ромео и Джульетты на некий философский пьедестал, с которого столь органично звучит фраза венчавшего их священника: «У бурных чувств неистовый конец».
11 марта 1818 года в Марселе родился человек, без которого русский балет вряд ли называли бы лучшим в мире. За право считаться «родиной его таланта» Россия и Франция будут спорить всегда. Танцовщик и балетмейстер, руководитель труппы Мариинского театра Мариус Петипа. Он покинул Францию на пике карьеры, но не только потому, что получил в России выгодное место. Маэстро утверждал, что в Европе того времени «уклоняются от серьезного искусства». Петипа разработал новую структуру балетного спектакля, объединив танец и пантомиму. Но велик он в первую очередь потому, что сделал музыку одним из главных действующих лиц балета. Петипа считал, что — цитирую — «Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы».
Мариус Петипа
11 марта 1851 года в Венеции состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». В основу либретто была положена к тому времени запрещенная во Франции пьеса Виктора Гюго «Король забавляется». Чтобы избежать обвинений в подрыве авторитета монархии, авторы оперы разжаловали главного героя в герцоги и смягчили напряженность классового конфликта. Развращенный правитель, невинная девушка, любящий отец, он же грозный мститель — история скорее романтическая, чем социальная. Гениальная музыка Джузеппе Верди обеспечила ей не только громкую премьеру. Опера быстро распространилась по всем европейским сценам. Исключение составила Франция. Виктор Гюго, не простивший грубого вмешательства в его сюжет, шесть лет противился постановке «Риголетто» у себя на родине.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».