«Эрнани» Джузеппе Верди
9 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
9 марта 1844 года в венецианском театре «Ла Фениче» состоялась премьера пятой по счету оперы Джузеппе Верди «Эрнани». В основу либретто была положена одноименная драма Виктора Гюго. Сам писатель противился тому, чтобы его пьесу сопровождали музыкой и вокалом. Но история о разбойнике, опальном вельможе, сыне герцога, оказавшемся в изгнании, так увлекла Верди, что он не смог устоять. Впервые в истории итальянской оперы композитор лично разрабатывал драматургию, составлял список действующих лиц и даже давал рекомендации театральным художникам. Либреттисту, Франческо Пьяве, оставалось только написать стихи. Оперу «Эрнани» принято считать олицетворением победы романтического направления на театральной сцене. После премьеры Джузеппе Верди ждал серьезный успех: оперу поставили практически во всех театрах Италии. Эта музыка продолжает звучать по всему миру по сей день.
9 марта 1885 года в Санкт-Петербурге родилась будущая звезда «Русских сезонов» Сергея Дягилева и вице-президент британской Королевской Академии танца Тамара Карсавина. В труппу Мариинского театра она поступила в 1902 году: Матильда Кшесинская покровительствовала талантливой танцовщице, а вот Анна Павлова явную соперницу недолюбливала. Тем не менее Карсавина сумела достичь статуса примы, и уже с высоты этого положения примкнула к содружеству Дягилева, Бакста, Бенуа и Фокина. Парижский рецензент так отзывался на «Русские сезоны» с ее участием: «Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега». За звездой ухаживали многие выдающиеся кавалеры начала 20 века: офицер, будущий президент Финляндии Карл Маннергейм, придворный лейб-медик Сергей Боткин; ей аплодировали Роден и Сен-Санс, а Марсель Пруст, бывало, подвозил балерину на автомобиле. Карсавина покинула Россию со своим вторым мужем, британским дипломатом. Она танцевала в Ла Скала, снималась в фильме у Ленни Рифеншталь и писала мемуары. Есть в воспоминаниях этой яркой танцовщицы и такие строки: «Россия — дикая страна большой культуры и поразительного невежества».
9 марта 1877 года в Москве под управлением Николая Рубинштейна впервые прозвучала симфоническая поэма Петра Ильича Чайковского «Франческа да Римини». В поисках сюжета для оперы композитор внимательно перечитывал «Божественную комедию» Данте. Там он обнаружил трогательную историю о юной замужней женщине, воспылавшей страстью к младшему брату ее мужа, за что ревнивый супруг зарезал обоих. Поэт, спустившийся в ад, в его втором круге ведет разговор с тенью погибшей. Оперу по столь масштабному литературному произведению Чайковский писать не стал: он удержал себя в инструментальных рамках и считал «Франческу да Римини» наиболее удачным из свои программных симфонических произведений. В день окончания работы он сообщил брату Модесту: «… писал я ее с любовью и любовь вышла, кажется, порядочно».