«Театрализованный джаз» Леонида Утёсова
8 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
8 марта 1929 года в Ленинграде впервые выступил джазовый оркестр Леонида Утесова «Театрализованный джаз», или просто «Теаджаз». Представление имело оглушительный успех. 10 музыкантов и дирижер соединили на сцене джазовую музыку и эстрадную декламацию, и приправили действо элементами водевиля. В этом непривычном для того времени музыкальном шоу сам Леонид Утёсов выступал в качестве дирижера, скрипача, гитариста, чтеца, танцора, конферансье и певца. Первый состав оркестра был набран из музыкантов ленинградского Малого оперного театра: привыкшие к академической сдержанности, они крайне неохотно включались в оживленное сценическое действие. Уже через год им на смену пришла воодушевленная творческая молодёжь. «Теаджаз» Утесова стал основоположником целого направления на отечественной эстраде. Отчасти гротескное, но тем не менее вполне адекватное, представление об этом явлении можно получить в процессе просмотра первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята».
По существующим свидетельствам, 8 марта 1839 года в римской резиденции московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына состоялся сольный концерт Ференца Листа. В истории этот вечер сохранился потому, что именно с него начались непосредственные контакты гениального пианиста и композитора с Россией. На этом выступлении присутствовал музыкальный критик Владимир Стасов. Вот фрагмент его римских впечатлений: «Никто еще раньше Листа не осмеливался в продолжение целого концерта, занимать собою одним внимание целого собрания слушателей, да еще такого своенравного, причудливого, избалованного и маломузыкального, каким бывает, в большинстве случаев, собрание аристократов. Можно полагать не без основания, что иные из восхищенных русских звали Листа в Петербург». Спустя ровно два года и один месяц Ференц Лист выступил в Зале Дворянского собрания российской столицы. После этого концерта тот же Стасов заметил: «Ничего подобного мы еще не слыхивали на своем веку, да и вообще мы никогда еще не встречались лицом к лицу с такою гениальною, страстною, демоническою натурой»
8-е марта 1900 года считается днем основания художественного объединения «Мир искусства». Оно прославилось тем, что на переломе веков сплотило молодых живописцев в их стремлении к свободе творчества и проложило дорогу русскому авангарду. Высшим критерием оценки они избрали красоту, а источником прекрасного признали личность творца. Идеологом «Мира искусства» был Александр Бенуа. Выпуском одноименного журнала, который стал для единомышленников идеологической трибуной, занимался Сергей Дягилев. Успешный организатор сумел привлечь к финансированию княгиню Марию Тенишеву и предпринимателя Савву Мамонтова. В разные годы среди участников «Мира искусства» числились Лев Бакст, Иван Билибин, Исаак Левитан, Валентин Серов, Николай Рерих. К 1924 году «Мир искусства» прекратил активную деятельность в России, поскольку большая часть участников покинула страну.