Генри Вуд
3 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
3 марта 1869 года в Лондоне родился выдающийся дирижер Генри Вуд. Уже в 10 лет он стал помощником органиста, в 16 поступил в Королевскую академию музыки, планировал работать аккомпаниатором, но увлекся дирижированием и, в частности, осуществил английскую премьеру оперы Чайковского «Евгений Онегин». Но более всего Генри Вуд прославился как устроитель так называемых «Променадных» концертов. Руководить летним музыкальным фестивалем в центре британской столицы маэстро пригласил Роберт Ньюмен, импресарио концертного зала Куин-холл. Их организационная идея была на тот момент почти революционной. Было решено сделать хорошую музыку доступной широкой аудитории, кардинально удешевив билеты. Из партера убрали все кресла и за весьма небольшую плату туда пускали постоять. Слушать концерт, переминаясь с ноги на ногу — ну чем не променад? По инициативе Генри Вуда в Англии регулярно звучали сочинения русских композиторов: Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского. «Променадные» концерты проводятся в Лондоне по сей день. Фестиваль длится восемь недель, в это время Королевский Альберт-холл позволяет совершать ежедневные «музыкальные прогулки» пешком, при помощи радио и интернета.
3 февраля 1923 года передвижной театр рабочих Московского губернского совета профсоюзов получил официальный статус. Мобильной труппой, в которую входило 9 человек, руководил Сергей Прокофьев, в репертуаре были два спектакля, которые можно было без труда ставить на сценах заводских и фабричных клубов. Они были сыграны по всей Москве около 350 раз прежде, чем театр получил собственное помещение. Первый сезон в саду «Эрмитаж» был открыт пьесой Леонида Андреева «Савва». Привычное нам название театр получил в 1938 году, а в 1959 переехал по адресу, который, безусловно, знаком многим москвичам, а именно в Сад «Аквариум». В разные годы на сцене Театра Моссовета играли Осип Абдулов и Олег Анофриев, Борис Бабочкин и Вера Марецкая, Любовь Орлова и Валентин Гафт, Маргарита Терехова и Евгений Стеблов.
Согласно некоторым источникам, 3 февраля 1802 года в Вене впервые была опубликована 14-я соната Людвига ван Бетховена. В истории за ней прочно закрепилось название «Лунная». Оно возникло уже после смерти композитора и исходило от драматурга и музыкального критика Людвига Рельштаба. Ни сам Бетховен, ни его современники произведение так не называли. Позднее к «Лунной сонате» добавилась легенда о слепой девушке, ради которой теряющий слух Бетховен решил звуками изобразить красоту лунной ночи. Исследователи жизни композитора никакого подтверждения этой душещипательной истории не обнаружили. В реальности знаменитая соната была посвящена Джульетте Гвиччарди, в которую Бетховен был безнадежно влюблен.