Премьера «Принцессы Турандот»
28 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
28 февраля 1922 года в 3-й студии МХТ имени Чехова состоялась премьера пьесы «Принцесса Турандот». Она стала последней прижизненной постановкой Евгения Вахтангова. Классик русской и советской театральной режиссуры не просто предложил зрителям ироничную сказку, он рассказал ее в необычной для того времени манере. Актеры не играли героев напрямую, а изображали артистов венецианской театральной труппы, которые в свою очередь ставили «Турандот». На долгие годы установилось то, как Вахтангов совместил жесткий режиссерский рисунок и достаточно свободную импровизацию на злободневные темы. Получалось, что сюжет классической сказки — далеко не самое главное, куда весомее были остроумные комментарии действующих лиц. «Принцесса Турандот» стала воплощением вахтанговской концепции «театра-праздника», в котором переплетены правда чувств и яркая зрелищная форма.
Он писал: «Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого». 28 февраля 1533 года неподалеку от Бордо, в фамильном замке, на свет появился один из ярчайших мыслителей эпохи Возрождения Мишель Монтень. Образование он начал получать дома, после окончания колледжа стал юристом, затем советником парламента и даже мэром Бордо. Но получив после женитьбы солидное приданое, Монтень продал судейскую должность и предался размышлениям. Главный труд свой жизни он начал в 38 лет, первые две книги философского трактата «Опыты» были напечатаны в 1580 году. Это был целый ряд откровений, вытекающих преимущественно из наблюдений за самим собой. А поскольку каждый человек отражает в себе всё человечество, то в итоге получились философски обобщенные размышления о природе человеческого духа. Главной движущей силой Монтеню представлялся эгоизм, абсолютную истину философ считал непознаваемой, а самую важную человеческую обязанность он формулировал так: «Делай свое дело и познай самого себя».
28 февраля 1924 года в венском театре «Ан дер Вин» состоялась премьера оперетты Имре Кальмана «Марица». Ее называют «самой венгерской» в творчестве автора. Если в предыдущей работе, «Баядера», Кальман осваивал новые ритмы, фокстроты и шимми, то в «Марице» он с удовольствием вернулся к близким его сердцу вальсам и чардашам. Национальный колорит как нельзя лучше сочетался с канонами нео-венской любовной драмы: характерные персонажи (почти что маски комедии дель-арте), бурные чувства, интриги и предсказуемые, но всегда волнующие сюжетные повороты. К тому времени Кальман уже считался композитором с мировым именем. «Марица», которую австрийская публика встретила с восторгом, принесла ему немалые деньги. Он переехал в фешенебельный район города, нанял солидный штат прислуги и приобрел первый в Вене Кадиллак.