Первое представление оперы на русском языке
27 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
27 февраля 1755 года в Санкт-Петербурге состоялось первое представление оперы на русском языке. К тому времени так называемые «драмы на музыку» уже прижились на российской сцене, но были они сплошь европейские, в массе своей итальянские. При дворе императрицы Елизаветы Петровны иностранные языки, конечно, были в чести, но все же зрителю требовалось что-то свое. Автором первого русскоязычного либретто стал поэт Александр Сумароков. Сюжет для оперы «Цефал и Прокрис» он позаимствовал из поэмы древнеримского сочинителя Овидия «Метаморфозы». Античный миф сводился к тому, что молодожёны сперва нарушили супружеские клятвы, потом счастливо простили друг друга, но в драматическом итоге муж по ошибке пронзил жену копьем. Музыку к трагедии написал придворный капельмейстер, неаполитанец Франческо Арайя. Премьера состоялась во временном деревянном театре на Царицыном лугу — сейчас это Марсово поле. Помимо солистов был задействован хор из 50 человек и оркестр с трубами и литаврами. Императрица оценила представление по достоинству. Елизавета Петровна пожаловала артистам сукна на костюмы, а композитору — соболью шубу и пятьсот рублей золотом.
27 февраля 1902 года в калифорнийском городке Салинас родился писатель Джон Стейнбек. Жизнь американской глубинки он знал не понаслышке: сам трудился на соседнем ранчо, тесно общался с рабочими-мигрантами. Стэндфордский университет Джон так и не закончил, жил в коттедже отца, а тот снабжал его бумагой и карандашами. Первый успех Стейнбеку принесла повесть «О мышах и людях». Упоминая ее, литературоведы любят проводить параллели с тургеневской «Му-му». Величайшим трудом Джона Стейнбека признан роман «Гроздья гнева», который прозвучал обвинительным приговором американской социально-экономической системе, не справившейся с Великой депрессией. Лауреат Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе писал: «Сами по себе слова ничего не значат, они только проводники чувств».
27 февраля 1814 года в Вене состоялась премьера Восьмой симфонии Людвига ван Бетховена. Музыка писалась довольно быстро, возможно, сказывалась комфортная атмосфера чешского курорта Теплице. Бетховен, закончил произведение за пять месяцев и называл его «маленькой симфонией», справедливо считая ее своеобразным предисловием к более масштабной Девятой. Сочинение пронизано юмором и танцевальными ритмами. Оно непосредственно перекликается с творчеством Йозефа Гайдна, который некоторое время преподавал Бетховену контрапункт. О Восьмой симфонии с восхищением отзывался Петр Ильич Чайковский: «В финале, в одном из величайших симфонических шедевров Бетховена, — бездна юмора, неожиданных эпизодов, разительных контрастов, самых новых, гениально изобретенных оркестровых эффектов».