Казимир Малевич
23 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Живописные полотна он впервые увидел в Киеве, после чего начал рисовать. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли трижды. Персонажами его первых авангардистских картин были купальщик, садовник и полотеры. «Жница» и «Косарь» были выполнены в духе нео-примитивизма, «Женщина с ведрами» — в кубофутуристическом ключе. Супрематизм он называл «новым реализмом» и утверждал, что художник не должен копировать натуру, а обязан конструировать собственные художественные миры. За основу своих конструкций он взял три фигуры: крест, круг и квадрат. 23 февраля 1879 года родился художник, теоретик искусства и философ Казимир Малевич.
Он был сыном видного военачальника, но сам оставил военную службу уже в 17 лет ради литературного творчества. Известность ему принесла «Сатира Первая», в которой его век отразился так:
Везде продерзостный беспутство кажет вид;
Бесчестие в чести, из моды вышел стыд,
Почти с кем ни сойдусь, с кем речь ни начинаю —
Или невежество, или порок встречаю.
В своих сочинениях он следовал за противоречивой российской политикой. Ему принадлежат и «Ода на рабство», и «Ода на истребление в России звания раба». Его главным произведением принято считать комедию «Ябеда». Он избирался предводителем дворянства, входил в один литературный кружок с Гавриилом Державиным, в числе его знакомых были будущие декабристы. 23 февраля 1758 года родился русский поэт, драматург и общественный деятель Василий Капнист.
Вечером 23 февраля 1907 года во время благотворительного представления в Мариинском театре Петербурга зрители впервые увидели «Шопениану». Постановку первого бессюжетного балета хореограф Михаил Фокин посвятил памяти Фредерика Шопена. Музыкальную основу составили фортепьянные произведения композитора, еще в 1892 году оркестрованные Александром Глазуновым. В среде музыковедов бытует такая характеристика «Шопенианы»: это «музыкально-хореографическое обобщение романтизма с его вечным конфликтом между мечтой и действительностью, иллюзорностью мечты, неуловимостью идеала». Один из номеров, вальс до-диез-минор, Фокин создавал специально для великой Анны Павловой. По признанию самого балетмейстера «это был танец в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического».