Фонограф Томаса Эдисона
19 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
19 февраля 1878 года Томасу Эдисону был выдан патент на фонограф. Этот прибор для записи и воспроизведения звука получился в процессе работы над двумя другими изобретениями: телефоном и телеграфом. Сначала Эдисон пытался понять, как в виде углублений записать текстовое сообщение, затем начал думать о том, как зафиксировать звук. Бумагу, покрытую парафином, Эдисон вскоре заменил оловянной фольгой: на ней игла под воздействием звуковых колебаний оставляла следы, по которым можно было вновь вернуться к звуку. В рупор готового фонографа Эдисон прочитал детский стишок «У Мери был ягненок» и прибор воспроизвел его голос с поразительной точностью. Первоначально предполагалось использовать фонограф как машинку для секретарей и с ее помощью диктовать письма. Позже Эдисон расшил сферу применения и включил в функциональный список звуковые книги для слепых, пособия для обучения ораторскому искусству, запись голосов членов семьи и — что самое для нас главное — запись музыки.
19 февраля 1711 года считается датой образования Военно-оркестровой службы России. В этот день Петр Первый подписал указ о создании оркестра в каждом пехотном полку. На Руси музыка издревле сопровождала боевые действия, маневры и парады. Трубы и варганы звучали в 14-м веке, при царе Алексее Михайловиче использовали не только духовые инструменты, в бою и на марше помогали бубны и литавры. Петр Первый со свойственной ему хозяйственностью упорядочил военно-оркестровый департамент. Царь повелел включить в состав гобоиста-иностранца и восемь гобоистов-русских. Кавалерийским полкам полагалось на два русских гобоя больше. Для осуществления сигнальной службы в штат включались по 16 барабанщиков. Первые военные оркестры возникли в Семеновском и Преображенском полках, а сам император был старшим полковым барабанщиком.
Композитор и виолончелист Луиджи Боккерини родился 19 февраля 1743 года. Профессиональную карьеру он начал в 13 лет в капелле родного города Лукки. Здесь же четверо друзей-виртуозов — Боккерини, Нардини, Камбини и Манфреди — объединились в первый струнный квартет. Исполнительское и композиторское мастерство Луиджи оценили в Риме и Париже, а в Мадриде, при дворе испанского инфанта, он нашел постоянную работу и почитание. Критики определяли стиль этого сочинителя как «огненный и мечтательный». Вспыльчивый характер самого Боккерини сослужил ему дурную службу: музыкант умудрился назвать наследника испанского престола, принца Астурийского, невеждой, после чего стал в монарших кругах персоной «нон-грата». Лишь прусский король Фридрих Второй приветил опального композитора и дал ему статус придворного исполнителя, чем спас от нищеты самого маэстро, его жену и пятеро детей.