Иван Сытин

  • 5 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
5 февраля 1851 года в древне Гнездниково Костромской губернии родился Иван Дмитриевич Сытин, крупнейший издатель дореволюционной России и владелец сети книжных магазинов. В 25 лет он занял денег у знакомого купца и приобрел свою первую литографическую машину. Офени — купцы-передвижники, которых предприниматель снабжал печатной продукцией, — возвращались к нему с рассказами о нуждах и чаяниях простых покупателей. Сытин лично отбирал духовные и светские сюжеты для лубочных «простонародных картинок» и привлекал к работе известных художников, в числе которых были Виктор Васнецов и Василий Верещагин. Сытинские календари стали для бедных людей и настольной книгой, и универсальным справочником, а по его букварям учились грамоте почти все российские дети. В конце 19 века «сытинской» была четверть книжной продукции в России. Иван Сытин говорил: «Мой издательский опыт и вся моя жизнь, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книге: очень интересно и очень доступно».
Иван Сытин
5 февраля 1916 года в Цюрихе на Шпигельгассе открылось «Кабаре Вольтер». В этом событии не было бы ничего примечательного, если бы этот кабачок не облюбовали европейские основатели дадаизма. Это авангардистское течение объединило литературу, изобразительное искусство, театр и кино. Во многом оно явило собой реакцию на события Первой мировой войны. Во всех конфликтах человечества дадаисты обвиняли рационализм и логику, и поставили своей задачей последовательное разрушение всяческой эстетики. Они отрицали любые стандарты и каноны, программным для них было следующее утверждение: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно они не достигнут ничего, ничего, ничего». Среди самых ярких представителей течения обычно называют французских поэтов Луи Арагона и Поля Элюара. Считается, что впоследствии французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий стал частью экзистенциализма.
5 февраля 1887 года в миланском театре Ла Скала впервые прозвучала опера Джузеппе Верди «Отелло». Последний раз премьере композитора аплодировали 15 лет назад — это была «Аида». За прошедшие годы проявилось новое поколение ярких сочинителей, и уже начали поговаривать о том, что признанный мэтр попросту вышел из моды. Шекспировский сюжет Верди предложил поэт Арриго Бойто. Трагедия непросто перерабатывалась в либретто: требовались сокращения, менялись сюжетные ходы, композитор стремился соответствовать высочайшему уровню оригинала. Вся работа заняла около семи лет. Свою историю венецианского мавра Верди закончил в возрасте 74 лет. Партитура получилась настолько сложной, что далеко не все театры брались за постановку. На сцене Ла Скала премьера «Отелло» прошла с триумфом и после длительного перерыва Джузеппе Верди вновь утвердился на мировом оперном Олимпе.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».