Франсуа Рабле
4 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
4 февраля 1494 года во Франции родился Франсуа Рабле. Изрядную часть жизни он провел в монастырях, но так и не пришелся ко двору церковному. Он изучал древнегреческий и латынь, право и медицину. Днем Рабле врачевал, а ночами писал книгу о Гаргантюа и Пантагрюэле, гениальную пародию на французскую жизнь и человеческие нравы. За нее Рабле причисляли к величайшим сатирикам Франции и называли «шутовским Гомером». Объемный роман, посвященный двум обжорам, высмеивал пороки людские, государственные и церковные. Предстоятели были в ярости, Рабле чудом избежал костра инквизиции и остаток жизни регулярно пускался в бега. В последний год жизни к его преследованию подключились и светские власти. Парижский парламент подверг сочинение о Гаргантюа и Пантагрюэле судебному рассмотрению. От тюрьмы автора спасла смерть. Роман разошёлся на цитаты еще при жизни Рабле. Среди его толковых мыслей обнаруживаем и такую: «Если ты не желаешь видеть дураков, прежде всего разбей свое зеркало».
4 февраля 1880 года на Украине родился Климент Квитка, один из основоположников советской музыкальной этнографии. С будущей женой, поэтессой и писательницей Лесей Украинкой, познакомился в литературно-артистическом кружке Киевского университета. Супруги разделяли увлеченность народной украинской музыкой: один из своих первых музыкальных сборников Квитка назвал «Народные мелодии, записанные с голоса Леси Украинки». Профессиональный юрист стал этнографом, фольклористом, музыковедом, разработал новую методику полевой работы и теоретические основы этно-музыкальной социологии. Квитка собрал и записал, сохранив для потомков, более шести тысяч народных песен.
В этот день в 1717 году в России увидело свет издание «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Это наставление для подрастающего поколения было выпущено по личному указанию императора Петра Первого. Половина книги включала в себя нравоучения из священного писания, азбуку, таблицу слогов, цифр и чисел. Вторая часть «Зерцала» представляла собой свод поведенческих правил для благородных подростков 18 века. Юный дворянин должен был освоить иностранный язык, уметь ездить верхом, танцевать и фехтовать. Считалось, к примеру, «зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит», утверждалось, что отроки не должны «носом храпеть, и глазами моргать», им запрещалось «руками или ногами по столу везде колобродить». Девица определялась непорядочной, если она «со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи». Также составители книги «Юности честное зерцало» были глубоко уверены в том, что «Един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит».