Владимир Стасов

  • 14 января 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
14 января 1824 года в семье известного архитектора родился будущий прославленный музыкальный и художественный критик Владимир Стасов. Отец видел его чиновником и отдал в училище правоведения. Но вместо юриспруденции юноша погрузился в атмосферу искусства. По его собственному признанию — цитирую — «в наше время музыка играла у нас такую важную роль, что, наверное, могла считаться одною из самых крупных черт общей физиономии училища». Первую музыкальную рецензию Стасова, посвященную Гектору Берлиозу, журнал «Отечественные записки» напечатал, когда автору было 23 года. После трехлетнего зарубежного вояжа начинающий публицист вернулся в Санкт-Петербург и полностью погрузился в атмосферу «критического реализма». Он стал уверять читателей в том, что — вновь цитата — «всякий народ должен иметь свое собственное национальное искусство, а не плестись в хвосте других по проторенным колеям, по чьей-либо указке». Стасов выступал против безальтернативного господства академических подходов. Он последовательно поддерживал сначала Артель свободных художников, а потом и «передвижников». Это он придумал для петербургского сообщества композиторов-бунтарей название «Могучая кучка» и стал их идеологом. А еще газетный критик много работал на благо Публичной библиотеки Санкт-Петербурга и помогал собирать бесценные исторические материалы и организовывать выставки древнерусских рукописей. Владимиру Стасову уделили часть экранного времени в двух советских фильмах пятидесятых годов «Мусоргский» и «Римский-Корсаков». Его образ воплотил прекрасный актер Николай Черкасов.
Владимир Стасов
14 декабря 1683 года в Саксонии в семье плотника родился Иоганн Готфрид Зильберман. Семейные профессиональные навыки он совершенствовал в Страсбурге и в течение восьми лет изучал основы французско-эльзасской школы органного строительства. Вернувшись на родину и открыв собственную мастерскую, Зильберман начал создавать органы. Были они настолько хороши, что современники невольно проводили параллели с творениями великого Страдивари. Всего мастер построил около 50 органов. Техническая изобретательность сочеталась в них с невероятной музыкальностью. Специалисты утверждают, что самые яркие творения Иоганна Зильбермана можно и сейчас услышать в Дрездене и Фрайбурге. Мастер был дружен с Иоганном Себастьяном Бахом, и находил в его лице как единомышленника, так и дружелюбного критика. А еще историки приписывают Зильберману самое активное участие в создании фортепьяно. Считается, что первый инструмент, без которого ныне музыка просто немыслима, мастер сделал в 1732 году.
Если бы Россия существовала в согласии с юлианским календарем, то можно было бы вполне официально считать, что сегодня ночью наступил Новый год. Но астрономы решили, будто григорианское летоисчисление точнее отражает временное положение нашей планеты во Вселенной. Советские власти прислушались к этому мнению в 1918-м году, и с тех пор ночь с тринадцатого на четырнадцатое января стала Старым Новым годом. Праздник неофициальный, многие его и вовсе не признают. Но до сих пор в нем сохранилось что-то теплое и ностальгическое. А потому — с Новым годом!

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».