Жанна-Антуанетта де Помпадур

  • 29 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В этот день в 1721 год во Франции родилась Жанна-Антуанетта Пуассон. С детства она была обучена музыке, рисовала, пела, декламировала. Красота и живой ум снискали ей славу в парижском обществе. Однажды на маскараде Жанна-Антуанетта была представлена Людовику Пятнадцатому и вскоре заняла вакантное место королевской фаворитки. Монарх подарил ей усадьбу Помпадур, а вместе с ней и титул маркизы. Вскоре она стала не только любовницей и преданным другом монарха, но также соправительницей Франции и законодательницей мод и культурных традиций. Королевскому двору требовались лучшие художники и музыканты, поэты и артисты. Маркиза де Помпадур открывала их и составляла протекцию. В ее салоне нашли понимание и приют многие «звезды» эпохи, включая Дидро и Вольтера. Она создала при дворе Камерный театр, в котором ставила пьесы Жана-Жака Руссо, и сама в них играла. В Люксембургском дворце маркиза открыла постоянную экспозицию шедевров из королевских коллекций. Людовик Пятнадцатый развитие культуры во Франции поощрял. По самым скромным подсчетам, на меценатство Жанна-Антуанетта де Помпадур потратила огромную по тем временам сумму — около 8 миллионов ливров.
Виолончелист, композитор и дирижер Пабло Казальс родился в небольшом каталонском городке к юго-западу от Барселоны 29 декабря 1876 года. Его признают одним из самых известных музыкантов двадцатого века. Рояль и скрипка были его первыми инструментами, в пять он начал петь в церковном хоре, а к девяти мог заменять отца-органиста, когда тот бывал нездоров. Виолончель Пабло начал осваивать в Барселонской консерватории, вечерами подрабатывал в кафе игрой в составе струнного трио. В последний год 19 века известный парижский дирижер Шарль Ламурё представил Казальса широкой публике. Техническое мастерство и яркий темперамент определили его широкие гастрольные планы. В них входили и выступления в России. Испанский виолончелист часто играл в ансамбле с Сергеем Рахманиновым и Александром Зилоти. В конце 30-х годов, после гражданской войны в Испании, Пабло Казальс отказался признать франкистский режим. Он покинул родину, на время обосновался во Франции, а к концу жизни перебрался в Пуэрто-Рико. В городе Сан-Хуан Казальс основал симфонический оркестр и Консерваторию. Здесь расположен его музей и регулярно проводится ежегодный фестиваль его имени.
29 декабря 1775 года в Неаполе родился Карло ди Джованни Росси. В одиннадцать лет вместе с отчимом, выдающимся балетным танцором, он приехал в Россию. Семье благоволил император Павел Первый. В Санкт-Петербурге юноша выучился на архитектора и стал именоваться Карлом Ивановичем. Ему довелось поработать в Москве, в Экспедиции кремлевского строения, но почти все его постройки, включая деревянный театр на Арбатской площади, погибли в пожаре 1812-го года. Санкт-Петербург — город, в котором талант Карла Росси заблистал на ниве позднего классицизма. Его русский ампир сочетал грандиозность с благородной простотой. Величественный имперский облик Северной Пальмиры — во многом заслуга Карла Росси. При императоре Александре Первом он считался одним из самых дорогих архитекторов мира: в то время, как губернатор получал в год не больше 2 тысяч рублей, его жалование составляло 15 тысяч. С Николаем Первым отношения у Росси не сложились. Выдающегося зодчего вынудили уйти в отставку. Он не имел ни звания профессора Академии художеств, ни даже собственной квартиры.

Последние выпуски программы

  • 28 февраля 2021

Премьера «Принцессы Турандот»

28 февраля 1922 года в 3-й студии МХТ имени Чехова состоялась премьера пьесы «Принцесса Турандот». Она стала последней прижизненной постановкой Евгения Вахтангова.

  • 27 февраля 2021

Первое представление оперы на русском языке

27 февраля 1755 года в Санкт-Петербурге состоялось первое представление оперы на русском языке. К тому времени так называемые «драмы на музыку» уже прижились на российской сцене, но были они сплошь европейские, в массе своей итальянские.

  • 26 февраля 2021

«Вильям Ратклиф» Цезаря Кюи

26 февраля 1869 года в петербургском Мариинском театре состоялась премьера оперы Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф». Эта постановка стала первым творческим экспериментом участников «Могучей кучки».