«Король Лир» Уильяма Шекспира

  • 26 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
26 декабря 1606 года, в День Святого Стефана, в лондонском дворце Уайтхолл состоялось первое представление трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». В ней нашла отражение древняя легенда. Прототипом безумного монарха принято считать 11-го короля Британии Леира, правившего за 900 лет до наступления нашей эры. В его семье родились три девочки. Он разделил свои владения на две части и отдал двум льстивым дочерям. Те повыходили замуж и начали претендовать на власть еще при жизни отца. Леир испугался за свою жизнь и сбежал с острова на материк, к третьей, младшей дочери, той, что была праведна и правдива, льстить не стала, отчего, по сути, осталась без наследства. С ее помощью король собрал большое войско, вновь пересек Ла Манш, отвоевал свои земли и сидел на троне еще три года. Шекспир драматизировал исторические события, облек их в поэтическую форму, добавил сумасшествия и сделал главным действующим лицом любовь. Так получилось одно из величайших произведений для мировой сцены и кинематографа.
В такой же вечер в 1831 году на сцене Миланского театра Ла Скала тоже разгорались дохристианские страсти. Зрителям впервые представляли оперу Винченцо Беллини «Норма», впоследствии ставшую эталоном бельканто. Любовный треугольник на фоне римских попыток завоевать Галлию, колдовство, прелюбодейство и предательство, друиды и легионеры, эффектная смерть на жертвенном костре. Драма французского сочинителя Луи-Александра Суме, по которой было написано либретто, называлась «Норма или Детоубийство». В оперной версии название сократили, потому что жрицу изобразили страдающей, но не кровожадной: ее потомство остается в живых. В то время Беллини творил под давлением критики, которая обвиняла его в чрезмерной простоте мелодий и инструментовок. Новая опера была своего рода ответом. Каватину «Casta Diva» композитор переделывал восемь раз, а первая исполнительница заглавной партии, Джудитта Паста, долгое время отказывалась ее петь, поскольку всерьез сомневалась, что справится. «Норма» стала оперной классикой, в ней блистали величайшие мировые сопрано, включая Марию Калас и Монсеррат Кабалье.
Этот музыкант практически не выпускал альбомов под своим именем. Он снискал себе мировую славу продюсера и автора песен. Свои новации в студийной записи он называл «вагнеровским рок-н-роллом». Благодаря ему музыкальных вершин достигли Шер, Тина Тернер и Леонард Коэн. Он был продюсером последнего альбома «Битлз», его идеи сделали многие работы Маккартни, Леннона и Харрисона классикой. Организованный им в 1971 году «Концерт для Бангладеш» стал прообразом всех последующих коллективных выступлений рок- и поп-звезд, будь то поддержка народов Африки или всякого рода протесты. В Зале славы рок-н-ролла он обосновался с 1989 года. В 2009 его приговорили к пожизненному заключению за убийство. 26 декабря 1939 года родился один из самых влиятельных музыкальных продюсеров мира Фил Спектор.

Последние выпуски программы

  • 28 февраля 2021

Премьера «Принцессы Турандот»

28 февраля 1922 года в 3-й студии МХТ имени Чехова состоялась премьера пьесы «Принцесса Турандот». Она стала последней прижизненной постановкой Евгения Вахтангова.

  • 27 февраля 2021

Первое представление оперы на русском языке

27 февраля 1755 года в Санкт-Петербурге состоялось первое представление оперы на русском языке. К тому времени так называемые «драмы на музыку» уже прижились на российской сцене, но были они сплошь европейские, в массе своей итальянские.

  • 26 февраля 2021

«Вильям Ратклиф» Цезаря Кюи

26 февраля 1869 года в петербургском Мариинском театре состоялась премьера оперы Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф». Эта постановка стала первым творческим экспериментом участников «Могучей кучки».