Владимир Немирович-Данченко

  • 23 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
23 декабря 1858 года в грузинском селе Озурети родился Владимир Немирович-Данченко. Детство его прошло в Тифлисе, первые пьесы он написал в четвертом классе гимназии. Университетское образование Немирович-Данченко начал в Москве, на физико-математическом факультете, затем перевелся на юридический, но все же решил переквалифицироваться в театрального критика и драматурга. Малый театр впервые поставил его пьесу, когда автору было 24 года. Немирович-Данченко преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, у него учились Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Ольга Книппер-Чехова. После революции 1917 года он провел полтора году в США, но попытки экранизировать в Голливуде пьесу Константина Тренёва «Пугачевщина» успеха не имели: американские продюсеры не могли взять в толк, почему русский бунт не может иметь хэппи-энда с песнями. Для нас Владимир Немирович-Данченко — это прежде всего МХАТ, театр, который он возглавлял до последних дней жизни, выполняя обязанности директора и художественного руководителя.
Владимир Немирович-Данченко
Жак Турниер, французский цирковой импресарио, впервые привез свою труппу в Россию в 1824 году. Здесь его ожидал теплый прием обоих столиц. Зрители были восхищены конными номерами, ведь животные не просто исполняли трюки, а участвовали в полноценном спектакле, поставленном по мотивам античных мифов. Три года спустя в Петербурге Турниер успешно провел переговоры с Дирекцией императорских театров и получил высочайшее разрешение на строительство у Симеоновского моста через Фонтанку стационарного цирка. Здание возводилось под руководством архитектора Смарагда Шустова, который к тому времени хорошо себя зарекомендовал постройками на Эрмитажном дворе по части придворного Конюшенного ведомства. 23 декабря 1827-го года был торжественно открыт крупнейший в России стационарный «Олимпийский цирк». Вскоре его национализировали, переименовали в «Императорский театр-цирк» и добавили в репертуар драматические постановки. Деревянное строение просуществовало 15 лет и было снесено, потому что обветшало.
23 декабря 1689 года родился Жозеф Боден де Буамортье. Этого француза считают одним из первых композиторов, полностью обеспечивавших себя за счет сочиняемой музыки. Он переселился в Париж из провинции к 35 годам, был одарен и умел поставить себя в обществе, но не имел официальной должности, и не мог похвастать богатыми покровителями. Буамортье просто писал музыку, которая нравилась публике. Его балеты — «Любовные путешествия», «Дон Кихот у герцогини» — с успехом шли на сценах столичных театров. А партитуры его инструментальных произведений, среди которых было немало сочинений для флейты, с удовольствием покупали. Каждую свою сонату композитор сопровождал стихотворным напутствием, что также помогало продвигать музыку как товар. В 65 лет Буамортье отошел от активного сочинительства. К тому времени он опубликовал большую часть своего творческого наследия и тем заработал весьма приличное состояние, которое оценивалось в 50 тысяч ливров. Для сравнения: средний французский буржуа того времени давал дочери в приданое 5 тысяч ливров.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».