Эдгар Варез
22 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Его называют одним из пионеров электронной музыки. Своей работой он доказал: звук, его окраска и физические характеристики, важны ничуть не меньше, чем мелодия и гармония. 22 декабря 1883 года в Париже родился композитор и дирижер Эдгар Варез. Отец видел сына инженером, продолжателем семейных традиций. Но препятствовать увлечению музыкой не стал, особенно после того, как одаренный юноша получил место перкуссиониста в оркестре Туринской оперы. Варез был знаком с Роменом Ролланом, ему составлял протекцию Рихард Штраус, Клода Дебюсси начинающий композитор называл «одним из величайших новаторов всех времен». Творческая зрелость Клода Вареза пришлась на американский период его жизни: он переехал в Нью-Йорк во время Первой мировой войны. Его первым состоятельным произведением обычно называют концерт для большого симфонического оркестра с расширенной группой ударных инструментов и пожарной сирены. Критики, не готовые оценить музыкальные новации, не щадили авангардного сочинителя. А он страдал от того, что не может реализовать свои идеи из-за элементарного несовершенства электроники. Лишь к концу жизни мировой технологический прорыв позволил Эдгару Варезу адекватно озвучить свои произведения. К тому времени созрело и общественное мнение: из музыканта-маргинала он превратился в гуру «новой музыки».
22 декабря 1907 года в Мариинском театре впервые был исполнен балетный номер «Лебедь». Михаил Фокин придумал его для Анны Павловой. Хореограф, предложивший танцовщице использовать фрагмент зоологической фантазии Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», так вспоминал первую репетицию: «… я, оглядев ее тоненькую, хрупкую фигурку, подумал: «Она создана для Лебедя… Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Эта была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня… Этот танец стал символом нового русского балета. Это было сочетание совершенной техники с выразительностью». Благодаря таланту Анны Павловой и Михаила Фокина на русскую балетную сцену пришел хореографический монолог.
В этот день в 1922 году из бельгийского Льежа в столицу Франции приехал начинающий журналист Жорж Сименон. Он только что отбыл на родине воинскую повинность и надеялся устроить свою жизнь в Париже. В первый день работы ему пришлось грузить пакеты и свертки с рождественскими подарками, а потом надписывать конверты и развозить срочные сообщения по редакциям газет. Репортерская работа началась позже. Сименон вел богемную жизнь, а когда позволял полученный гонорар, он на собственном паруснике отправлялся в путешествие. В 1929 году Жорж задержался в голландском порту Дэлфзейл и решил здесь перезимовать, согреваясь литературным трудом. Так на свет появился первый роман с участием комиссара Мегрэ. Книга была написана за шесть дней, называлась «Петерс Латыш» и сегодня относится к разряду малоизвестных. До конца шестидесятых великий детектив появлялся на страницах произведений бельгийского писателя 103 раза — в 75 романах и 28 рассказах. А всего Жоржу Сименону принадлежит 425 литературных произведений, опубликованных под 16-ю разными псевдонимами.