Дом-музей Петра Ильича Чайковского в Клину
21 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 декабря 1925 года в Москве в здании Большого театра публике был впервые показан фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Эта картина сопровождала торжества по поводу двадцатилетия первой русской революции 1905-го года. Фильм был немым и черно-белым. По сюжету восставшие матросы поднимают над кораблем красный флаг. На съемках Эйзенштейн использовал белое полотнище, а на копии, предназначенной для демонстрации в Большом театре, 108 кадров с развивающимся знаменем были раскрашены вручную. За последующие годы картина не раз подвергалась редактуре: удалялись кадры, изменялись титры, слова Льва Троцкого в прологе были заменены ленинской цитатой. На первых сеансах «Броненосец Потемкин» сопровождала музыка Бетховена. Для европейского проката в 1926 году музыку написал австрийский композитор Эдмунд Майзель. В его партитуре, авторизованной самим Эйзенштейном, были использованы мелодии песен «Дубинушка» и «Вы жертвою пали». Немой «Броненосец Потемкин» был озвучен в 1930 году. Через 20 лет фильм отреставрировали, а еще спустя четверть века появилось новое издание, в котором звучала музыка Дмитрия Шостаковича.
В феврале 1885 года Петр Ильич Чайковский писал Надежде фон Мекк: «Мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры». Но реализовал ее композитор всего за два года до смерти, сняв запущенный барский дом на берегу реки Сестры. С того момента день Чайковского обрел постоянный распорядок. Он вставал между семью и восемью часами. С половины десятого до часу дня работал, после обеда следовала неизменная двухчасовая прогулка, во время которой композитор старался сочинять. Просмотр газет и беседы с гостями предваряли вечернюю двухчасовую работу. День заканчивала партия в винт и разбор корреспонденции. Биографы отмечают, что в Клинский период Чайковский испытал небывалый творческий подъем. После смерти Петра Ильича его брат Модест приложил все усилия к тому, чтобы выкупить особняк и по возможности сохранить в нем все, как было при жизни великого композитора. 21 декабря 1894 года считается днем основания Дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину.
Этот монах-францисканец был приверженцем литературного гуманизма, что не мешало ему сочинять философские сонеты, пьесы и сатирические поэмы, направленные против церкви, высмеивать педантизм и суеверие. Историки допускают, что этот итальянец был знаком с Уильямом Шекспиром и входил в окружение английского драматурга. Он нисколько не сомневался в том, что Вселенная бесконечна и наш мир — не единственный, что Солнце вращается вокруг своей оси, а не вокруг Земли. Говоря о бессмертии души, этот философ наделял ей все живые существа. Он был среди немногих мыслящих людей Средневековья, кто не поступился своими убеждениями и до конца шел против святой инквизиции. Он был арестован по доносу о ереси и шесть лет провел в римской тюрьме, где его принуждали опровергнуть свои крамольные теории. 21 декабря 1599 года на заседании инквизиционного трибунала Джордано Бруно окончательно отказался отречься от своих убеждений и был признан священниками «нераскаявшимся еретиком». Все его сочинения были внесены в католический реестр запрещенных книг. К сожжению на костре Джордано Бруно приговорили уже светские власти.