Эдит Пиаф
19 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
19 декабря 1915 года родилась Эдит Пиаф. Ее мать была несостоявшейся актрисой, отец — уличным акробатом. Три года она была совершенно слепа, и прозрев, не переставала смотреть на мир широко открытыми глазами. Первыми ее услышали парижские улицы, престижные концертные залы рукоплескали ей до последних дней. Она пела ради утехи прохожих и посетителей кафе, она же с успехом доказала, что песня заставляет чувствовать и думать. Всю жизнь она была влюблена, вот только романы часто обрывались трагедией. Спасение от страданий она искала в алкоголе и наркотиках. О своем творчестве она говорила: «Я умираю от любви пятьсот раз за вечер». За год до фактической смерти она пела на глазах всего Парижа на Эйфелевой башне. В последний путь на кладбище Пер-Лашез ее провожали 40 тысяч человек.
19 декабря 1890 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Заказ реализовать в музыке пушкинский сюжет композитор получил три года назад от директора Императорских театров Ивана Всеволжского. Свой первоначальный отказ Чайковский объяснял отсутствием в произведении «должной сценичности». Мистические настроенные биографы склонны считать, что «Пиковая дама» попросту пугала Петра Ильича. К переговорам стороны вернулись через пару лет: к тому времени у Модеста Чайковского уже было готовое либретто. В процессе работы над оперой повесть Пушкина претерпела немало изменений. Во-первых, его проза была переведена на язык поэзии. Во-вторых, авторы отредактировали судьбы главных героев. У Пушкина Герман хоть и сходит с ума, но все же остается жить, а Лиза благополучно выходит замуж. В опере девушка бросается в реку, а молодой офицер убивает себя за карточным столом. «Пиковая дама» была написана во Флоренции, на ее создание ушло 44 дня. В одном из писем Петр Ильич так оценил свою работу: «… или я ужасно ошибаюсь, или „Пиковая дама“ в самом деле шедевр…». Композитор не ошибся: опера пришлась петербургской публике по душе. Еще больший успех ее ждал в Москве.
19 декабря 1944 года в американском городе Баффало родился один из признанных мировых лидеров в области аутентичного музицирования, дирижер, педагог и мастер клавесина Уильям Кристи. Он получал образование в Гарварде и Йеле, но истинное призвание ждало его во Франции. Именно здесь он увлекся старинной придворной музыкой. Созданный Кристи ансамбль «Цветущие искусства» с неподдельным энтузиазмом и успехом занимался возрождением произведений, самые ранние из которых были датированы 12-м веком. Признание публики пришло к коллективу после постановки оперы «Атис» Жана-Батиста Люлли, с которой ансамбль много гастролировал по миру. Педагогическая деятельность Уильяма Кристи сосредоточилась в созданной им в Каннах Академии молодых певцов. Кавалер ордена Почетного легиона назвал ее «Сад голосов». Свой дом маэстро тоже окружил прекрасным садом. Этот исторический особняк 17 века он восстанавливал столь же бережно, сколь и старинную музыку.