«Щелкунчик» и «Иоланта» Чайковского
18 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
18 декабря 1833 года, в день именин российского императора Николая Первого, впервые публично была исполнена окончательная версия российского гимна «Боже, царя храни!». В торжественном представлении принимали участие театральные хоры с оркестром, а также полковые музыканты общим числом до 500 человек. До этого дня в России использовалась мелодия гимна английского, откуда поэт Василий Жуковский позаимствовал первую строчку текста. Николай Первый настоял на замене музыки. Сочинение было поручено приближенному ко двору, бывшему секретарю жандармского шефа Александра Бенкендорфа, скрипачу-виртуозу, ротмистру Алексею Львову. Композитор вспоминал: «Я чувствовал надобность сочинить гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа, от ученого до невежды». За свое сочинение Алексей Львов получил от монарха золотую табакерку с бриллиантами и дозволение разместить слова «Боже, царя храни!» на фамильном гербе. Гимну дали название «Молитва русского народа», в качестве официального он звучал вплоть до Февральской революции 1917 года.
18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области в актерской семье родился Юрий Никулин. В Красную Армию его призвали сразу после школы. На долю юноши выпало немало испытаний: он прошел Великую Отечественную войну, защищал Ленинград, пережил блокаду, освобождал Прибалтику. После демобилизации Никулин попытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но его приняли только в студию клоунады и разговорных жанров Цирка на Цветном бульваре… Сейчас цирк заслуженно носит его имя. Настоящему клоуну одинаково хорошо удается и смешить, и вызывать слезы. Комедийные и драматические роли Никулина — яркое тому подтверждение. А еще он считал, что «в природе ничего не пропадает, кроме исполнившихся надежд».
18 декабря 1892 года было для Петра Ильича Чайковского днем большой премьеры. Дирекция императорских театров решила представить публике сразу два его новых произведения, написанных в разных жанрах. В этот вечер в петербургском Мариинском театре давали балет «Щелкунчик» и одноактную оперу «Иоланта». В оперном жанре композитор демонстрировал свой талант в последний раз. Перед началом работы Петр Ильич писал брату Модесту: «Я напишу такую оперу, что все плакать будут». Ради этого для либретто была выбрана трогательная история слепой девушки, которую первым рассказал в своей драме «Дочь короля Рене» датский писатель Генрик Герц. Литературной основой для «Щелкунчика» стала сказка Эрнста Теодора Гофмана, но в основу либретто был положен пересказ этой волшебной истории, который сделал Александр Дюма-отец. Французский писатель сохранил гофмановскую сюжетную канву, но сделал историю о первой любви и взрослении в меру мрачной и восхитительно сказочной. На премьере балета, поставленного Львом Ивановым, главные партии танцевали дети, воспитанники Петербургского Императорского театрального училища. Увы, в этот вечер ни публика, ни критики в восторге не были. Почти все петербургские газеты ополчились на «последние детища» Чайковского. «Иоланту» обвиняли в том, что «мелодическое вдохновение композитора далеко не оказалось на обычной своей высоте», а «Щелкунчик» показался критикам и вовсе лишенным «всякого творчества». Время расставило все на свои места.