Открытие Манежа в Москве

12 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
12 декабря 1817 года, по случаю пятилетней годовщины победы России в Отечественной войне, в Москве состоялось торжественное открытие Манежа. Всего год потребовался ученому-механику Августину де Бетанкуру для того, чтобы выполнить заказ императора Александра Первого. Царь потребовал организовать в столице такое помещение, в котором под крышей мог бы проводить учения кавалерийский полк числом в две тысячи человек. Проект по тем временам был невиданный: здание длиной 166 и шириной 45 метров перекрывалось без внутренних опор, позволяя конным подразделениям маневрировать беспрепятственно. Крыша опиралась только на стены: над пространством в 7 с лишним тысяч квадратных метров ее держали 30 деревянных ферм и уникальная конструкция стропил. Парадным нуждам кавалерии московский Манеж послужил около 15 лет. С 1831 года здесь начали регулярно устраивать выставки и народные гуляния, немного позже — концерты и балы.
Открытие Манежа в Москве
В такой же день в 1913 году мир с облегчением узнал о том, что ему будет возвращена «Мона Лиза». В течение двух лет великое творение Леонардо да Винчи числилось среди самых разыскиваемых культурных ценностей. Картину вынес из Лувра 30-летний стекольщик Винченцо Перуджа: он просто снял ее со стены, завернул в одежду и покинул здание. Полиция в процессе расследования на всякий случай арестовала поэта Гийома Аполлинера за его высказывание «я с удовольствием сжег бы Лувр». За компанию в участок вызывали и его приятеля, художника Пабло Пикассо. С настоящим вором тоже беседовали, но преступник выдумал себе алиби, удовлетворившее следствие. Когда угроза миновала, Перуджа перевез похищенную «Мону Лизу» в Италию и хранил ее в ящике под кроватью. Первая же попытка продать картину привела к аресту. Саму кражу стекольщик объяснил желанием вернуть шедевр на родину: дескать Наполеон украл «Джоконду» у итальянцев. Суд Флоренции, гордый таким мотивом, осудил соотечественника всего на один год. Вновь обретенную «Мону Лизу» с триумфом провезли по крупным итальянским городам, но в январе 1914 года все-таки вернули в Париж на прежнее место.
Фортепьянная фантазия Милия Балакирева «Исламей» впервые прозвучала на публике 12 декабря 1869 года. Композиторы «Могучей кучки», собравшиеся вокруг Милия Балакирева, были сторонниками своего рода «музыкального славянофильства». Они стремились обуздать европейскую тенденцию с помощью русского фольклора. А поскольку Кавказ был частью России — там воевали, там отдыхали — народные мелодии этой части империи тоже брались «кучкистами» в творческую разработку. Милий Балакирев трижды бывал на Кавказе: он полюбил этот край, записывал народную музыку, мастерски импровизировал на темы горских мелодий. В своей фортепьянной фантазии «Исламей» он использовал мотив кабардинского танца, в котором юноша демонстрирует удаль, ловкость и грацию. При сочинении композитор держал в памяти технические возможности своего приятеля, пианиста-виртуоза Николая Рубинштейна. Произведение получилось эмоционально насыщенным и чрезвычайно сложным для исполнения.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».