Пьетро Масканьи
7 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
7 декабря 1863 года в итальянском городе Ливорно в семье булочника родился композитор Пьетро Масканьи. Этот выпускник миланской консерватории руководил передвижными опереточными труппами, преподавал и сочинял музыку. О нем Петр Ильич Чайковский отзывался так: «Масканьи, очевидно, человек не только очень даровитый, но и очень умный. Он понял, что в настоящее время повсюду веет духом реализма, сближения искусства с правдой жизни, что человек с его страстями и горестями нам понятнее и ближе, чем боги и полубоги». Собственно, именно это и прославило основоположника оперного веризма. Это течение возникло в искусстве на пороге двух веков и означало желание обильно приправить реализмом, и даже натурализмом, барочные традиции. Наглядный музыкальный пример веризма — опера Масканьи «Сельская честь». Яркое воплощение деревенского быта и страстей настолько пришлось ко двору, что театры боролись за право поставить произведение на своей сцене. В 1890 году «Сельская часть» начала триумфальное шествие по подмосткам Европы и Америки. Доход от постановок позволил автору долгое время существовать вполне безбедно. Возможно поэтому ничего более значительного за оставшуюся жизнь Масканьи не создал.
Согласно одной из версий, 7 декабря 1764 года российская императрица Екатерина Вторая приобрела 225 картин голландских и фламандских художников общей стоимостью 183 тысячи талеров. В коллекцию вошли произведения «малых голландцев», Рубенса, Ван Дейка, Хальса, Рембрандта Эти картины в течение 10 лет собирал берлинский купец Йоганн Гоцковский и готовил их к продаже прусскому королю Фридриху Второму, но тот поиздержался на войнах и ему было не до искусства. Тем важнее было приобретение для русской государыни: мир должен был знать, что в России дела обстоят лучше, чем в Пруссии. Встречаются утверждения, будто Гоцковский задолжал князю Владимиру Долгорукому и отдал коллекцию в счет погашения долга. Так или иначе, ради размещения полотен к парадной императорской резиденции был пристроен павильон. Здесь Екатерина, в окружении шедевров, могла уединиться в размышлениях или провести время в кругу приближенных. Эти интимные покои императрицы были названы на французский манер — Эрмитаж.
Вечером 7 декабря 1732 года лондонская публика собиралась на двойную премьеру. Режиссер и импресарио Джон Рич представлял пьесу Уильяма Конгрива «Так поступают в свете» на сцене нового театра. Два года «Ковент-Гарден» продержался в сугубо драматическом статусе, затем в репертуар добавились оперы, сочинённые преимущественно Георгом Фридрихом Генделем. Балет на сцене «Ковент-гардена» стали представлять уже после первого пожара, после второго театр принял тот архитектурный облик, в котором пребывает и поныне. «Ковент-гарден» причисляют к самым значительным сценам мира. Королевская опера и Королевский балет Англии считают его своим домом.