«Самсон и Далила»
2 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
2 декабря 1877 года в Веймаре, в театре, который сейчас носит звание Немецкого национального, состоялась премьера оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила». Протекцию при постановке составил тогдашний музыкальный директор театра Ференц Лист. По его мнению, любовные сцены на библейский сюжет не слишком хорошо сочетались с религиозным благочестием. Но музыка Сен-Санса была хороша, а потому Лист даже лично дирижировал премьерой. На родине композитора, в свободолюбивой Франции добиться постановки оказалось куда сложнее. Главную женскую партию Сен-Санс писал в расчете на Полину Виардо. Ради того, чтобы очаровать директора Гранд-опера, певица и композитор даже устроили домашнее камерное исполнение. Увы, в Париже Самсон и Далила впервые запели лишь через 16 лет после веймарской премьеры.
2 декабря 1841-го года в Петербурге после реставрации был торжественно открыт Аничков мост через Фонтанку. Изначальная деревянная, а впоследствии подъемная конструкция претерпела серьезные изменения. Три пролёта с пологими сводами выложили из кирпича, опоры облицевали гранитом. Появились чугунные перила с изображениями русалок и морских коньков, которых скопировали с решетки Дворцового моста в Берлине. Но, пожалуй, самое главное нововведение заключалось в установке скульптурных групп Петра Клодта «Укротители коней». В тот год творения Клодта на Фонтанке не устояли: император Николай Первый отправил их в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму Четвертому. Затем последовала череда копий, которые разошлись в Петергоф, Стрельну и в Кузьминки под Москву. Окончательно бронзовую справедливость на Фонтанке восстановили через 9 лет. С тех пор кони Аничкова моста считаются одним из самых ярких символов города на Неве.
Мария Анна София Цецилия Калогеропулу родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке, в семье греческих эмигрантов. Мир узнал ее под именем Марии Каллас, поклонники добавляли — «Божественная». Вокальный дар проявился у нее довольно рано, она дебютировала в 18 лет, путь на ведущие сцены мира певице открыл первый муж, богатый промышленник и страстный поклонник оперы. Джованни Менегини стал верным супругом, преданным менеджером и щедрым продюсером. Он обеспечил жене успех и ведущие партии, солидные контракты и погружение в богему. Глянцевый образ окончательно сформировал безумный роман с признанным плейбоем Аристотелем Онассисом. Миллионер оказался равнодушен к карьере Марии, а вскоре проявил полное равнодушие и к ней самой. Разбитую любовь дополнили проблемы с голосом, срыв выступлений и конфликты с Ла Скала и «Метрополитен». Попытки вернуться на сцену или найти новое призвание в кино были замечены публикой, но не более того. Последние годы Мария Каллас, певица, перед которой преклонялись миллионы, прожила затворницей в своей парижской квартире.