Бернар Саррет

  • 27 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Парижская национальная гвардия, сформированная в конце 18 века на волне Великой французской революции, обзавелась оркестром уже в первый год существования. В 1792 году при этой вооруженной милиции была создана военно-музыкальная школа, которая вскоре была переименована в «Национальный музыкальный институт». В эти два предложения поместилась вся предыстория возникновения Парижской консерватории. В ее становлении с первых торжественных маршей столичных гвардейцев самое непосредственное участие принимал Бернар Саррет. Он родился в Бордо 27 ноября 1765 года. Сын сапожника и счетовод по образованию возглавлял французскую кузницу музыкальных кадров 18 лет. За это время его сажали в тюрьму и освобождали, отстраняли и восстанавливали. Он был влюблен в свое детище и служил ему верой и правдой. За музыкальные заслуги перед отечеством, еще при жизни Бернара Саретта, правительство распорядилось установить в одном из залов Парижской консерватории бюст ее директора.
Бернар Саррет
«Если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом?» Так рассуждает лирический герой книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Когда писателя спрашивали, к какому жанру можно отнести его художественно-философский трактат он отвечал: «К симфониям». Возможно поэтому симфоническую манеру повествования избрал и композитор Рихард Штраус. Он первым осмелился выразить конкретную философию в нотах. Герой Ницше отвергает и любовь, и религию, и науку, чтобы удалиться в «мир надзведный». Симфоническая поэма Штрауса — не музыкальный пересказ книги, а вольная фантазия на увлекшую композитора тему. Обычно это произведение называют ярким примером позднего немецкого романтизма, тяготеющего к зарождающемуся модернизму, в мировом академическом репертуаре оно стало знаковым. Его фрагменты использовались далеко за пределами концертных залов: достаточно вспомнить фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» или музыкальное оформление телевикторины «Что? Где? Когда?». А впервые симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» прозвучала во Франкфурте-на-Майне 27 ноября 1896 года.
27 ноября 1801 года родился Александр Варламов. Сын мелкого чиновника, музыкант-самоучка, певчий придворной капеллы, в историю русской музыки он вошел, как сочинитель прекрасных романсов и песен. «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди». Их автор — лирик, певец простых человеческих чувств, говорил: «Музыке нужна душа, а у русского она есть». Варламов писал музыку для театра, в том числе к постановкам по произведениям Гюго и Шекспира. Интересовал его и балет, среди известных сочинений в этом жанре — «Забавы султана или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед». Также Александр Варламов был признан как педагог: он преподавал в петербургской Театральной школе и обучал певчих Преображенского и Семеновского полков.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».