Сергей Танеев

  • 25 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
По мнению Леонардо да Винчи «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения». Этот тезис вполне разделял и всю жизнь доказывал выдающийся композитор и педагог Сергей Танеев. Он родился 25 ноября 1856 года. Его творческие искания зачастую служили противовесом обыденному: когда общество требовало безотчетной романтики, он предлагал ему интеллектуальную красоту. Танеев не только глубоко изучал контрапункт и полифонические партитуры своих предшественников. Ему удалось перевести эту науку на язык элементарных алгебраических приемов. Ученик Чайковского и учитель Рахманинова — так зачастую говорят о Танееве. Большая часть его жизни связана с Московской консерваторией: здесь он учился, здесь он учил, эти стены он покинул из принципиальных соображений. А еще Танеев был дружен с Львом Толстым, часто бывал в Ясной Поляне, пользовался расположением жены писателя, Софьи Андреевны, за что удостоился высочайшей графской ревности.
Сергей Танеев
25 ноября 1808 года закончилась свечная и масляная эра театрального освещения. В этот день вместо зловонных чадящих фитилей в здании лондонского театра «Лицеум» впервые в мире загорелись газовые фонари. Первое время для освещения сцены использовались светильники с открытым пламенем, которое постоянно дрожало. Это делало происходящее загадочным и эфемерным. Затем театральные фонари стали снабжать цилиндрическим стеклом. Горение стало ровнее, уменьшился и риск пожара. Свести его к минимуму помогло внедрение электричества. Изобретенная русским физиком Василием Петровым дуговая лампа нашла первое театральное применение в парижской «Гранд Опера» в 1848 году. Небольшой прожектор с параболическим зеркальным отражателем использовали для имитации восхода солнца и пожара. Тотальная электрификация театров мира была не за горами.
Этот дворянин по происхождению как-то изрек: «Твой ад везде с тобой». Он жил литературной и политической жизнью России, мечтал о демократических реформах и новом законодательстве. Он издавал первый российский частный журнал о литературе, был директором первого русского профессионального театра и советником Екатерины Великой. 25 ноября 1717 года родился русский поэт, драматург и гражданин Александр Сумароков. Он жил при девяти российских самодержцах, при трех — был приближен к императорскому двору. Поэт Сумароков был не только признанным певцом самодержавия, сочинителем восторженных од, но и тонким лириком, автором элегий и рифмованных любовных посланий. Отдельное направление творчества Александра Сумарокова — сатира. Он высмеивал невежество, жадность и взяточничество, которые в России пышно цвели и в восемнадцатом веке. Сумароков выпустил 12 номеров собственного журнала. Его «Трудолюбивая пчела» не была медоточива и больше жалила. В последние годы жизни не слишком угодивший властям поэт лишился императорской и придворной поддержки. За несколько дней до смерти он был вынужден продать дом и остатки библиотеки. Сумарокова похоронили за счет московских актеров.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».