Асаф Мессерер
19 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
19 ноября 1903 года родился Асаф Мессерер. Он учился в реальном училище и планировал стать археологом. Но был принят в Хореографическое училище при Большом театре, стал его солистом и до 1954 года исполнил почти все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных балетов. В качестве балетмейстера Асаф Мессерер начал пробовать себя в середине двадцатых годов, сотрудничая с театром Всеволода Мейерхольда и экспериментируя в жанре «драмбалета». В его постановках на сцене стали появляться не «зефиры и амуры», а портовые рабочие, матросы и другие вполне реалистичные персонажи. Педагогическую деятельность выдающийся танцовщик начал в 18 лет, преподавал и в России, и за рубежом — в Бельгии, Франции, Польше, Австралии. Мессерер-педагог прославился тем, что ученики, занимавшиеся по его методу, почти не имели травм.
Он был пятым ребенком в семье резчика по камню Габриэле ди Пьетро Кальяри. Мир знает его под фамилией, которую ему подарил родной город, Верона. 19 ноября 1528 года родился выдающийся живописец эпохи позднего Возрождения Паоло Веронезе. Он начинал подмастерьем у отца, но вскоре увлекся живописью. В 25 лет художник прибыл в Венецию, где участвовал в оформлении Дворца дожей. Паоло занимался декоративными панно и потолочной росписью. Адаптируя восприятие человека, высоко поднявшего голову, чтобы посмотреть на роспись, он использовал неожиданные ракурсы и нестандартные пространственные повороты. Эта работа поставила его в один ряд с маститыми современниками — Тинторетто и Тицианом. Картины Веронезе двигались от библейских сюжетов к светским, его живопись соединяла изящный рисунок с блеском и теплотой колорита. Он часто писал, точно зная, где будут висеть его полотна, учитывал освещение в помещении и даже высоту над полом. Современным организаторам экспозиций Паоло Веронезе это создает дополнительные трудности.
19 ноября 1919 года по инициативе Максима Горького в Петрограде открылся «Дом Искусств» или попросту ДИСК. Под эту своеобразную коммуну социалистических творцов выделили три помещения в Доме Елисеева на Мойке: бывшие меблированные комнаты и квартиру домовладельца. Атмосферу, царившую в Доме Искусств, довольно точно сформулировал его завсегдатай, поэт Владислав Ходасевич: «И мне от голода легко, и весело от вдохновенья». Здесь можно было пожить, получить ссуду или просто стакан чаю, встретиться с коллегами и публично исполнить свои произведения. В Высший совет, который управлял коммуной, входили Анна Ахматова и Евгений Замятин. В ДИСКе дневали и ночевали Гумилев, Шкловский, Грин, Мандельштам. Здесь была колыбель объединения молодых писателей «Серапионовы братья». Изнутри «Дом искусств» выглядел не слишком привлекательным. Корней Чуковский так живописал его Алексею Толстому: «Все сплетничают, ненавидят друг друга, интригуют, бездельничают…» И все же, говоря языком формальным, до 1923 года «Дом Искусств» был центром литературно-художественной жизни Петербурга.