Карл Мария фон Вебер
18 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твердо стоять на ногах. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить ее напяливают на нее то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади». Так отзывался о современном ему состоянии музыкальных дел в Германии композитор Карл Мария фон Вебер. Он родился 18 ноября 1786 года. Вебера называют основоположником немецкой романтической оперы и непосредственным предшественником Вагнера. Германия восемнадцатого и девятнадцатого веков нашла в его лице прекрасного музыканта, дирижера, литератора, публициста, критика и общественного деятеля. Он руководил оперными театрами, провел масштабную реформу музыкально-театрального дела в Германии. Пять астероидов, открытых в начале 20 века, получили имена пяти героинь опер Карла Вебера.
В этот день в 1793 году парижский Лувр открыл свои двери для широкой публики. Идея превратить этот королевский дворец в музей овладела умами философов-просветителей в конце семнадцатого века, когда Людовик 14-й перевез двор за пределы Парижа, в Версаль. Не прошло и ста лет, как следующий Людовик, 15-й, распорядился создать в Большой галерее Лувра музей. Формировать основу художественной коллекции было поручено графу Анживиллеру, суперинтенданту королевских зданий Он с рвением начал пополнять собрание монарших художественных ценностей, приобретая новые экспонаты. Благие начинания графа прервала Первая французская революция, однако уже в первую годовщину падения монархии Конвент распорядился создать «Центральный музей искусств». В нем народ должен был лицезреть шедевры, некогда принадлежавшие королям, духовенству и иной французской знати. Современное собрание Лувра начитывает более полумиллиона предметов искусства. До недавнего времени музей посещало свыше 10 миллионов человек в год.
18 ноября 1962 года был отпечатан тираж очередного номера журнала «Новый мир», что повлияло на всю дальнейшую советскую историю. В этот день Россия узнала Александра Солженицына. Почти год назад рассказ, подписанный псевдонимом «А. Рязанцев», оказался в отделе прозы. Оттуда его передали главному редактору «Нового мира» Александру Твардовскому со словами: «Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». После встречи с автором, Александром Солженицыным, в редакции приняли решение: считать рассказ повестью и назвать ее «Один день из жизни Ивана Денисовича». Около полугода Твардовский заручался отзывами ведущих советских писатели и видных партийцев, и лишь после этого осмелился направить рукопись для ознакомления лично Генсеку Никите Хрущеву. «Ивана Денисовича» Никите Сергеевичу прочитал референт, после чего затребовал 23 экземпляра повести для руководства КПСС. Решение о публикации Пленум ЦК принял под давлением Хрущева. Через полтора месяца Александра Солженицына зачислили в Союз писателей, чуть позже выдвинули на Ленинскую премию. Не прошло и 10 лет, как советские власти начали негласно изымать все издания «Ивана Денисовича» из публичных библиотек для последующего уничтожения.