Последний концерт Фредерика Шопена
16 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
16 ноября 1848 года в лондонском Гилдхолле состоялся последний концерт Фредерика Шопена. К тому времени маэстро был серьезно болен и нашел в себе силы лишь на часовое выступление. Композитор не очень любил появляться на широкой публике и делал это за свою жизнь не более 30 раз. В этот вечер в британской столице Шопен играл в пользу польских иммигрантов. Он и сам был из них. В Польше он родился, вырос, учился музыке и начал концертировать. В 20 лет, отправляясь на гастроли в Германию, он вряд ли мог предположить, что на родину больше не вернется. Политическая ситуация в стране вынудила Шопена на двадцать оставшихся ему лет обосноваться Париже. И хотя многие даже начали называть его французским композитором, он до последнего дня оставался патриотом Польши. Тело его покоится на парижском кладбище Пер Лашез, между могилами Луиджи Керубини и Винченцо Беллини. Но сердце, всю жизнь принадлежавшее родной стране, согласно воле Шопена, отправилось в Польшу. По сей день оно замуровано в колонне варшавского костела Святого креста.
В этот день в 1836 году Александру Сергеевичу Пушкину с утренней корреспонденцией был доставлен конверт, содержавший «Диплом ордена рогоносцев». В анонимном пасквиле, писанном от руки по-французски, поэту недвусмысленно намекали на то, что жена, Наталья Николаевна Гончарова, ему не верна. К тому времени уже весь светский Петербург с увлечением следил за публичным флиртом модного донжуана с одной из самых красивых женщин столицы. Вечером того же дня Жорж Дантес, приемный сын голландского посланника барона Геккерна, получил вызов на дуэль. Именно его Пушкин счел ответственным за нанесенные оскорбления. Есть правда версия, согласно которой, поэт сам сочинил сей диплом, дабы иметь веские основания для поединка. Та или иначе, тогда ссору удалось погасить: преуспели друзья и родственники. До роковой дуэли на Черной речке оставалось чуть больше двух месяцев.
«Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581-го года». Так назвал одну из своих самых известных картин русский живописец Илья Репин. На ней изображен страшный исход конфликта в царском семействе. Смерть царевича Ивана Ивановича Репин воссоздавал согласно версии Николая Карамзина. «Историк государства российского», основываясь на трудах князя Курбского утверждал: у Грозного разгорелась ссора со снохой, дошедшая до рукоприкладства. Попытки наследника престола защитить свою жену только распалили царя. В припадке гнева Грозный обрушил жезл на голову отпрыска. Примечательно, что эта легенда пришла Репину на ум, когда он возвращался домой под впечатлением от только что прослушанной сюиты Николая Римского-Корсакова «Антар». Художник вспоминал: «Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки».