Леопольд Моцарт
14 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди современников его выделяли воля, энергия и честолюбие. Оратории, мессы, сонаты, пьесы для клавесина, дивертисменты — его музыка приносила ему добрую славу и определенный доход. Его труд о скрипичной игре выдержал десять изданий и долго считался лучшим учебным пособием. К моменту появления сына он вполне состоялся в жизни: был учителем музыки, руководителем хора мальчиков, вице-капельмейстером, скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского. Он не мог не заметить музыкальный дар сына, воспитание его таланта со временем превратилось для отца в высшую цель и смысл жизни. Находились те, кто утверждал, будто он выжимает из ребенка все соки. Но благодарный отпрыск называл его «О, лучший из отцов» и часто повторял: «После Бога только папа». 14 ноября 1719 года родился австрийский композитор и музыкант Леопольд Моцарт, человек, который сделал все возможное, чтобы мы тоже полюбили его сына, Вольфганга Амадея.
14 ноября 1840 года в Париже родился художник Клод Моне. Рисование увлекло его еще в школьные годы: вместо прилежной учебы он покрывал обложки тетрадей карикатурами на учителей. Озорной взгляд на людей принес первые самостоятельные деньги, и мальчик перестал полностью зависеть от родителей, видевших в нем бакалейщика. Желание переключиться с карикатуры на живопись привело Клода на университетский факультет искусств. Однако, молодому человеку не понравилось, чему и как там учат, и он поступил в ученики к Шарлю Глейру. В его окружении Клод Моне нашел единомышленников: Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Фредерика Базиля. Главное слово в жизни Клода Моне определилось, когда ему исполнилось 32 года. «Впечатление. Восходящее солнце» — так он назвал одну из своих картин, написанную в порту Гавра. «Впечатление» — по-французски «импрессьон». Моне и его пейзаж дали начало всему импрессионизму.
14 ноября 1735 года в Москве была завершена отливка Царь-колокола. Императрица Анна Иоанновна лично определила вес будущего гиганта — 10 тысяч пудов. В те времена большие колокола обычно формовались в специальных ямах, их устройство считалось делом сложным и требовало изрядного мастерства. За непростое дело взялся потомственный литейщик Иван Моторин с сыном Михаилом. Подготовительные работы заняли около пяти лет, из них три года у Московской Сенатской конторы ушло на утверждение проекта. Затем случилась авария в печах, после — пожар, смерть главного мастера переложила работы на плечи сына. Немало времени потребовалось на организацию десятиметровой ямы и установку в ней отливочной формы. Плавка металла длилась 36 часов, а на саму отливку понадобился всего час и 12 минут. Радость от свершившегося была неподдельной и искренней. В тот год еще никто не знал, что Царь-колокол никогда не поднимется на кремлевскую звонницу.