Александр Бородин
12 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этот незаконнорождённый сын грузинского князя в документах был записан крепостным собственного отца. В детстве он жил рядом с армейским плацем и на слух подбирал военные марши. Уроки игры на флейте, виолончели и фортепьяно мальчик начал брать с 8 лет, а в 9 свою первую польку посвятил подруге матери, своей первой возлюбленной. Через 4 года последовал первый концерт для флейты и фортепьяно, сочинение музыки перемежалось химическими опытами. Когда пришло время выбирать профессию, он предпочел науку: работал рядом с Менделеевым, стал учредителем Русского химического общества и Высших женских врачебных курсов. И все же прославила его музыка. 12 ноября 1833 года родился активный участник кружка Миля Балакирева «Могучая кучка» и автор бессмертной оперы «Князь Игорь» Александр Порфирьевич Бородин.
В этот день в 1917 году первый советский нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил санкт-петербургский Зимний дворец и находящийся в нем Эрмитаж Государственным музеем. Во время революционного штурма солдаты, матросы и случайные прохожие громили в царской резиденции все, что попадалось на пути. Многие исторические ценности были спасены благодаря самоотверженным действиям помощника начальника дворцового управления Ивана Ратиева. Во время Октябрьского переворота князь с верными гренадерами перенес многие ценные предметы в бронированную кладовую, а когда угроза вандализма миновала, открыл ее большевикам. После осмотра Художественно-исторической комиссией был оперативно составлен план восстановления помещений. После приказа Луначарского в комнатах первого этажа расположили подчиненный ему Наркомпросс. В парадных залах начали устраивать лекции, концерты и кинематографические сеансы. Зимний Дворец и Эрмитаж в 1917 году получили единое название — Дворец искусств.
12 ноября 1902 года была записана пластинка, которая первой в мире преодолела миллионный рубеж продаж. Таким фантастическим по тем временам тиражом разошелся голос неаполитанца Энрике Карузо. Прошло всего два года с того момента, как он впервые выступил на сцене Миланского театра «Ла Скала», его триумф в нью-йоркской «Метрополитен-опера» был еще впереди. Но публика уже его обожает и горячо спорит о том, что в этом итальянском теноре ей нравится больше всего: чарующий и страстный голос, красота его тембра или природные актерские способности. Карузо одним из первых поверил в возможности недавно изобретенного граммофона и начал предлагать современникам «твердые копии» своего таланта. Сам процесс оперный гений ненавидел и считал, что подготовить качественную фонограмму много труднее, чем спеть со сцены при переполненном зале. Особенно Карузо не любил рано начинать и жаловался: «Мой голос холодный и тяжелый утром». Тем не менее ему удалось перенести на пластинки большую часть репертуара: всего певец сделал 237 записей.