Адольф Сакс
6 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
6 ноября 1814 года в Бельгии родился Адольф Сакс. Его отец был известным музыкальным мастером и даже поставлял инструменты к королевскому двору. Сын сфокусировался на духовых и открыл небольшую фабрику в Париже. Мировую известность ему принесло усовершенствование, которому мастер подверг традиционный кларнет. Сакс заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу. Так на свет появился «мундштучный офиклеид». Название облагородил и посвятил изобретателю лично Гектор Берлиоз. Композитор восторженно отозвался о саксофоне в газете «Журналь де Деба». Он восхвалил разнообразие и красоту звука, который был «полным то страсти, то мечтательности и меланхолии». Отдельно Берлиоз отметил: «Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины». Остаток жизни Альфред Сакс отстаивал авторские права на саксофон. Судебные тяжбы разорили мастера, и он умер в бедности. Джаза тогда еще не было.
6 ноября 1854 года в Вашингтоне на свет появился человек, подаривший Америке национальный марш «Звезды и полосы навсегда» и официальный марш Морской Пехоты «Семпер Фиделис». Джон Филипп Суза собрал свой первый оркестр в одиннадцать лет, в тринадцать — собрался бежать из дома за бродячим цирком. Первые яркие марши — а всего их написано 136 — он сочинил, когда руководил оркестром Морской пехоты. Его собственный коллектив, «Оркестр Сузы», гремел по всей Америке, выступал на Всемирной выставке в Париже и даже провел мировое турне. Марши Джона Сузы несколько раз сопровождали церемонию инаугурации президентов США. Композитору присвоен неофициальный титул «Короля маршей».
6 ноября 1794 года родился Константин Тон. Этого архитектора называют мастером так называемого «русско-византийского» стиля. По его проектам строились дворцы, храмы и вокзалы. Будущий тайный советник и ректор Императорской академии художеств начинал работать в Петербурге при Комитете строений и гидравлических работ. Его коллегами были Василий Стасов и Карл Росси. После шестилетней стажировки в Италии, Франции и Швейцарии, Константин Тон получил императорское одобрение на разработку проекта Храма Христа Спасителя в Москве. К тому времени идею возвести главную московскую церковь на Воробьевых горах сочли неосуществимой и поручили архитектору вписать строение в городской пейзаж, не столь удаленный от Кремля, и придерживаться старинного русского стиля. Схожие идеи и решения Константин Тон использовал при следующем крупном проекте. Масштабный храм потребовал возведения не менее величественного сооружения в пределах кремлевской стены. Коронационный Большой Кремлевский дворец вмещал Апартаменты великих князей, Оружейную палату, девять церквей и около 700 комнат. В нем с комфортом работали высшие советские власти. В новейшей истории — это парадная резиденция Президента России.