«Пиковая Дама» Чайковского
4 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
4 ноября 1891 года состоялась московская премьера «Пиковой дамы» Чайковского. Петр Ильич очень рассчитывал на эту постановку, поскольку на сцене Санкт-Петербурга опера, несмотря на успех, не задержалась. Композитор со свойственной ему мнительностью предположил, что его произведение не понравилась тогдашнему российскому императору, поскольку Александр III побывал лишь на генеральной репетиции. На деле уровень интриг не достигал придворного уровня. Главных героев в «Пиковой даме» на сцене Мариинского театра исполнял семейный дуэт. По причине беременности Медея Фигнер партию Лизы исполнять застеснялась, а ее муж, любимец публики, Николай Фигнер, петь Германа без супруги отказался наотрез. А ведь главный герой присутствует на сцене во всех семи картинах «Пиковой дамы». Чайковский лично помогал переносить оперу на сцену Большого театра, присутствовал и на репетициях, и на премьере. Дирижировал московским исполнением Ипполит Альтани, Германа в тот вечер исполнил Михаил Медведев.
4 ноября 1587 года в городе Галле, что принадлежал тогда Магдебургскому архиепископству, родился Самуэль Шайдт, немецкий органист и композитор эпохи раннего барокко. Его отец, государственный чиновник, позаботился о том, чтобы сын с детства учился музыке и уже в семнадцать лет юноша стал органистом в одной из городских церквей. Он работал капельмейстером у местных монархов, участвовал в строительстве нескольких органов, а когда был свободен от должностей, зарабатывал на жизнь преподаванием. Самуэль Шайдт считается одним из основателей Северо-немецкой органной школы. Эта музыка, опиравшаяся на протестантство, была не столь зависима от духовного и художественного влияния католического Рима. Шайдта признают одним из самых выдающихся композиторов Германии «добаховского» времени. Его творчество условно делится на два основных направления: духовная, вокальная, и инструментальная, органная и клавирная. Самое масштабное собрание его сочинений называлось «Табулатура нова». Три тома, опубликованные в Гамбурге в 1624 году, содержат хоралы, фуги, токкаты, фантазии, литургические пьесы и песни.
4 ноября 1784 года в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника, нанятого для работы в Эрмитаже, родился сын, Джузеппе. При крещении его назвали Осипом, а родительская фамилия Бова с годами превратилась в Бове. Архитектуру Осип Бове осваивал в московском Кремле, в Твери работал под руководством Матвея Казакова и Карла Росси. Во время Отечественной войны 1812 года он служил корнетом в гусарском полку, а с первых мирных дней вошел в «Комиссию о строении Москвы», которой было поручено восстанавливать город после наполеоновского пожара. Осипу Бове, стороннику классицизма, удалось обновить облик древней столицы, построить ее с новым размахом и по единому стилистическому замыслу. Под его руководством была проведена реконструкция Красной площади, построен Манеж, организован Александровский сад, возведен Большой театр и поставлены Триумфальные ворота, которые в 60-е годы двадцатого года были воссозданы возле Поклонной горы.