Дмитрий Бортнянский
28 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
« … ты гимны дивные писал и, созерцая мир блаженный, его нам в звуках начертал». Автором этой цитаты из посвящения восемнадцатого века считают Агафангела, патриарха Константинопольского. Она сопровождает почти каждую публикацию о русском композиторе Дмитрии Бортнянском, который родился в семье украинского казака 28 октября 1751 года. В возрасте восьми лет он был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге и заслужил специальный «пансион» для учебы в Италии. Из Венеции Бортнянский привез в Россию три своих оперы на мифологические сюжеты, сонаты, кантаты, духовные произведения, и был назначен в императорскую капеллу уже директором. Вскоре он заслужил высшую привилегию осуществлять цензуру при издании и исполнении русской духовной музыки. Творческое наследие Дмитрия Бортнянского обширно и разнообразно: помимо шести опер, ему принадлежит более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения и романсы. Музыковеды отмечают безупречный художественный вкус композитора и проявляют единодушие, утверждая, что его музыке присущи сдержанность, благородство и классическая ясность.
В этот день в 1892 году в парижском музее Гревен на Монмартре механик и художник Эмиль Рейно представил изумленной публике «светящиеся пантомимы». Так изобретатель назвал то, что можно считать первыми мультипликационными фильмами. Для показа мастер использовал оптический прибор собственной конструкции под названием «праксиноскоп». Он позволял видеть последовательность из нескольких картинок как плавное движение. Каждую «светящуюся пантомиму» Рейно рисовал покадрово на специальных лентах и раскрашивал вручную. К примеру, его фильм «Хорошее пиво» состоял из семисот кадров, для него потребовалась лента длиной тридцать два метра. Не прошло и 20 лет, как человечество познакомилось с синематографом и праксиноскоп был забыт. Раздосадованный изобретатель уничтожил аппарат, а фильмы утопил в реке Сене. Но в честь Эмиля Рейно и его «светящихся пантомим» ежегодно отмечается Международный день анимации.
28 октября 1886-го года в Нью-Йорке состоялось официальное открытие Статуи Свободы. Этот был подарок французских граждан к столетию Америки, который олицетворял дружбу двух народов, окрепшую в период борьбы Соединенных Штатов за независимость. Пароход «Изери» доставил статую в устье реки Гудзон в разобранном виде. Женская фигура с факелом начитывала 350 частей и была упакована в 214 ящиков. Четыре месяца понадобилось на то, чтобы собрать творение Фредерика Огюста Бартольди и установить на гранитный пьедестал. К созданию инженерной конструкции Статуи свободы приложил руку Гюстав Эйфель — он разработал для нее массивную опору и промежуточный каркас. По некоторым данным, медь, из которой отлиты руки, нога и голова Свободы, имеет российское, нижнетагильское происхождение. Впрочем, существует и конкурентная версия, по которой руду добывали в Норвегии. Статуя Свободы, насчитывающая почти 93 метра от земли до верхушки факела, считается вторым по высоте американским маяком.