Никколо Паганини
27 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
27 октября 1782 года в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо родился сын, которого они назвали Никколо. От матери ему достались хрупкость и восприимчивость, от отца — темперамент, кипучая энергия и настойчивость. Когда мальчику исполнилось пять лет, он начал учиться играть на мандолине, а через год переключился на скрипку. Вся биография Никколо Паганини состоит из переплетения счастливых и трагических событий. Его жизнь и творчество окружены сплетнями, выдумками и мистификациями. О нем говорили: «С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок». Свою виртуозность он возводил на пьедестал, к восторгу публики сопровождал выступления техническими изысками и зрелищными трюками. Он одним из первых начал исполнять концертные программы наизусть. Ференц Лист сказал о Паганини: «Найдется ли еще один такой художник, … которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников».
27 октября 1672 года состоялся первый спектакль в «Комедиальной хоромине». Так назывался первый в России театр, построенный по указу царя Алексея Михайловича в его подмосковной резиденции в Преображенском. «Комедиальная хоромина» представляла собой отдельную палату, стены которой были обиты красным, а пол — зеленым сукном. Сцена была частью общего помещения и отгораживалась «завесью». В противоположной стороне была устроена так называемая «клеть». Из этого прообраза театральной ложи через решетку за представлением наблюдали царица и царевны. Первая пьеса назвалась «Артаксерксово действо». Она во всем следовала западноевропейской традиции. Ее написал лютеранский пастор Иоганн Грегори на немецком языке на сюжет библейской «Книги Эсфирь». Спектакль, поставленный силами шестидесяти четырех актеров, длился 10 часов без антракта, диалоги переводил толмач.
В этот день в 1745 году на Украине родился Максим Березовский. Одаренному подростку нашлось место в придворной капелле Петра Третьего. Когда камер-музыкант начал проявлять явные таланты в сочинительстве, его направили на учебу в Италию. О его первой и, возможно, единственной опере «Демофонт» газета итальянского города Ливорно писала: «Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием». К тому времени русский композитор уже стал членом Болонской филармонической Академии, закончив курс у выдающегося итальянского теоретика и педагога падре Мартини. После возвращения на родину академик не получил должного поста при русском дворе. Есть версия, что от непризнанности он «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя». Его музыка испытала явное влияние европейского барокко, церковное «а капелльное» пение, принятое тогда на Руси, он соединил с итальянскими хоровыми традициями. Максима Березовского (наряду с Дмитрием Бортнянским) называют создателем классического типа русского хорового концерта.