Джузеппе Баини
21 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 октября 1775 года в Риме родился Джузеппе Баини, священник, музыкант, композитор, критик и педагог. Хорошее образование и красивый бас позволили ему, после возведения в духовный сан, стать не только аббатом, но и взять на себя заботы руководителя хора Сикстинской капеллы. Баини принято считать горячим пропагандистом сочинений Джованни Пелестрина. Он изучал жизнь предшественника в подробностях и опубликовал обширную биографию этого яркого представителя Римской школы — так называлась группа композиторов эпохи Возрождения и раннего барокко, объединенных работой в римской Сикстинской капелле. Среди музыкальных сочинений Джузеппе Баини — мизерере, псалмы, церковные гимны и концерты. В числе его теоретических работ — «Диссертация о громе григорианского пения» и «Правила о том, как чувствовать григорианское пение в соответствии со стилем, который соблюдают певцы-священники в папской часовне».
В этот день в 1858 году в Парижском театре «Буфф-Паризьен» уважаемой публике была впервые представлена оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Все в этом произведении по мотивам античного мифа было гротескно и пародийно. Эвридика ненавидит музыку Орфея. Орфей, заподозрив жену в измене, отправляет ее в ад, но под давлением Общественного Мнения — есть в оперетте и такой персонаж — спускается в подземный мир ее спасать. Иронично воспринимается и тот факт, что художником, оформлявшим премьеру, был Гюстав Доре, впоследствии знаменитый иллюстратор Библии.
В свою оперетту Оффенбах включил «Инфернальный галоп», мелодия которого безоговорочно ассоциируется с французским канканом. Публика в тот вечер не была склонна воспринимать пародии и аллегории. Лишь после того, как в газетах «Орфея в аду» назвали «памфлетом на современность», к оперетте пришел успех.
21 октября 1964 года на экраны США вышла экранизация, пожалуй, самого известного мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди». Он был создан по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Она в свою очередь, имела в основе древнегреческий миф о скульпторе, до того влюбившемся в свое творение, что растроганные боги подарили скульптуре жизнь. На главную роль в фильме режиссер Джордж Кьюкор пригласил к тому времени весьма популярную Одри Хэпберн. Готовясь к роли, актриса серьезно занималась вокалом и даже записала несколько музыкальных номеров. Однако продюсеры решили доверить главные вокальные женские партии Марни Никсон, которая с успехом дублировала Натали Вуд в «Вестсайдской истории». Актер Рэкс Харрисон наотрез отказался записывать заранее свои речитативы и его номера снимали «вживую» при помощи одного из первых радиомикрофонов, спрятанных под галстук. Киноверсия мюзикла «Моя прекрасная леди» получила восемь Оскаров.