Сиднейский оперный театр
20 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
20 октября 1973 года во время своего австралийского турне королева Великобритании Елизавета Вторая торжественно открыла здание Сиднейского оперного театра. В конкурсе участвовали 233 архитектора из 32 стран, победил проект Йорна Утзона. Вдохновленный силуэтами яхт в Сиднейском порту, датчанин использовал для кровли парусообразные оболочки. Впервые подобные перекрытия разработал и внедрил в практику русский инженер Владимир Шухов, автор московской теле-радиобашни на Шаболовке. Такие конструкции использовались нечасто, поскольку были сложны в расчетах и монтаже. Планировалось, что возведение оперы в Сиднее займет четыре года и обойдется примерно в семь миллионов австралийских долларов, но стройка затянулась почти на десять лет и ее общий бюджет составил порядка ста миллионов. В Сиднейской опере установлен один из крупнейших в мире механических органов, в котором звучат 10500 труб. Само здание стало визитной карточкой крупнейшего города Австралии и внесено в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Он прожил всего 37 лет, но считал, что некоторые старики по сравнению с ним — дети. Его арестовывали, приняв за шпиона, он был членом литературных кружков «Дрянные мальчишки» и «Чертыхатели», он служил в голландской армии, путешествовал с цирком по Скандинавии, жил в Африке, торговал людьми и оружием. Близкий друг, основоположник импрессионизма, поэт Поль Верлен в жарком споре под воздействием абсента прострелил ему запястье. 20 октября 1854 года родился поэт Артюр Рэмбо. Его произведения немногочисленны, но его признают одной из ведущих фигур в мире французской литературы. Через 100 лет после смерти памятник этому ярчайшему представителю символизма открыл лично французский президент Франсуа Миттеран.
20 октября 1887 года в петербургском Мариинском театре Петр Ильич Чайковский дирижировал премьерой собственной оперы «Чародейка». Около месяца спустя он писал Надежде фон Мекк: «Несмотря на овации, сделанные мне на том представлении, опера моя мало нравится публике и, в сущности, успеха не имела». В те времена композитор стремился создать произведение в подчеркнуто русской манере, и остановил свое внимание на драме Ипполита Шпажинского о трагической любви колдуньи Настасьи к княжичу Юрию. В письме, адресованном исполнительнице главной роли, певице Эмилии Павловской, автор «Чародейки» так объяснял силу ее персонажа: «Отчего Вы любите роль Травиаты? Отчего Вы должны любить Кармен? Оттого, что в этих образах под грубой формой чувствуется красота и сила». «Чародейка» стоила Чайковскому огромных трудов: он писал ее два с половиной года, прерываясь на болезни и семейные неурядицы. Несмотря на первоначальный сценический неуспех, композитор считал эту оперу одним из лучших своих сочинений.