«Евгений Онегин» в Мариинском

  • 19 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
19 октября 1884 года опера Чайковского «Евгений Онегин» впервые прозвучала со сцены Мариинского театра. Весной того же года Петр Ильич писал Надежде фон Мекк: «Государь велел в будущем сезоне поставить „Онегина“. Роли уже розданы и хоры разучиваются». «Высшей протекцией» объяснял Чайковский стремление дирекции императорских театров поставить его оперу на главных сценах страны. Ведь сам он считал «Евгения Онегина» сочинением камерным, и пять лет назад за помощью для организации самой первой постановки обращался к директору Московской консерватории, Николаю Рубинштейну. Композитор замечал, что опера «рассчитана на скромные средства и малую сцену». «Онегина» тогда исполнили на сцене Малого театра силами консерваторского хора и оркестра. Петербургская премьера была отмечена огромными очередями в кассу Мариинского театра. Солистов для постановки Чайковский утверждал лично. Зрителям был представлен грандиозный спектакль с шикарными костюмами и декорациями, действие сопровождали оркестр и хор, которыми руководил Эдуард Направник. Опера имела успех и прочно вошла в репертуар Мариинки.
«Евгений Онегин» в Мариинском
19 октября 1916 года в итальянской Калабрии родился художник и теоретик футуризма Умберто Боччони. Уже для раннего периода его творчества было характерно увлечение не только красотой природы и человека, но и достижениями цивилизации. А когда итальянский поэт Филиппо Маринетти опубликовал в Париже свой знаменитый «Манифест футуристического искусства», Боччони решил возглавить живописное крыло этого модного течения. Красоту машин, ритмы индустриальной и урбанистической эпохи он воспевал в своих полотнах, названия которых — «Создание города» или «Шум улиц проникает в дома» — были вполне красноречивы. Позже Боччони удалось соединить футуризм с кубизмом и реализовать новую эстетику в скульптуре.
Один из самых влиятельных немецких критиков XIX века Эдуард Ганслик писал: «Я твёрдо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет». Сам автор являл рецензенту полную противоположность и говорил о своем произведении: «Моя худшая опера». 19 октября 1845 года в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене впервые поставили «Тангейзера» Рихарда Вагнера. Немецкие творцы нередко искали примеры для воспитания современной морали в сагах рыцарских времен. Вагнер соединил три средневековые легенды ради того, чтобы проиллюстрировать человеческие грехи и их трагичное искупление. Премьера оперы прошла с весьма умеренным успехом: дрезденцы новаторства не оценили и оперу исключили из репертуара после восьмого представления. Слава пришла много позже. Тем не менее, Оскар Уайлд в романе «Портрет Дориана Грея» по поводу автора «Тангейзера» иронизировал так: «Музыку Вагнера я предпочитаю всякой другой. Она такая шумная, под нее можно болтать в театре весь вечер, не боясь, что тебя услышат посторонние».

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».