Российская Академия
11 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
11 октября 1783 года в соответствии с указом императрицы Екатерины Второй была основана Российская Академия. Это вольное общество ученых и писателей, субсидируемое правительством, формировалось по французскому подобию. Основная цель была сформулирована в Уставе следующим образом: «вычищение и обогащение российского языка, общее установление употребления слов оного, свойственное оному витийство и стихотворение». В списке первых Академиков числились Гавриил Державин и Денис Фонвизин, а возглавила учреждение княгиня Екатерина Дашкова. Первой серьезной языковой реформой стало введение в обиход буквы «Ё». Наиважнейшей задачей для умудренных гуманитариев стало создание первого русского Толкового словаря. «Словарь Академии Российской», шесть томов которого содержали 43 357 слов, был составлен в рекордно короткие сроки — всего за 11 лет. На аналогичную работу французские академики потратили шесть десятилетий.
Существуют документальные свидетельства того, что 11 октября 1931 года к Максиму Горькому пришли тогдашние лидеры советского государства: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов. Писатель прочел им свою стихотворную сказку «Девушка и смерть». Горький написал ее в возрасте 24 лет, в те годы он всерьез увлекался творчеством лорда Байрона. Юношеский романтизм растрогал «вождя народов». «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гете — любовь побеждает смерть». Такую резолюцию оставил Сталин карандашом на последней странице поэмы. Горький воспринял этот отзыв как издевательский, ведь высокие гости слушали его поэзию будучи изрядно навеселе. Но сталинская цитата надолго определила восторженный настрой советской критики по отношению к творчеству писателя. А мастер соцреализма художник Анатолий Яр-Кравченко даже написал картину, которую так и назвал: «Горький читает Сталину, Молотову и Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть».
11 октября 1928 года в американском городке Акрон, штат Огайо, родился Рассел Оберлин. Выпускнику Джульярдской музыкальной школы Нью-Йорка, организатору и солисту ансамбля «Про музика антикуа» было суждено стать первым общепризнанным в США контртенором. Этот самый высокий в мужском оперном пении тембр тогда встречался в мире крайне редко. Во времена, подарившие нам музыку барокко, так обычно звучали голоса кастратов. Многие отмечали необычайную легкость в пении Рассела Оберлина. Дело в том, что его голос был натуральным, он пел, не прибегая к фальцету, что позволяло избегать резких, так называемых «ломаных» или «металлических» тонов. В 36 лет Оберлин отошел от активной концертной деятельности и посвятил себя преподаванию. Он читал лекции в США и Англии, появлялся в теле- и радиопрограммах, его исполнение баховской Кантаты № 54 в 1962 году было запечатлено на кинопленку.