Александр Мосолов
11 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Композитор-авангардист, экспериментатор, открывший новые пути в музыкальном искусстве, Александр Мосолов родился 11 августа 1900 года. Его яркая музыка отразила бурные трансформации двадцатого века — эры машин и самолётов, телефонов и телевидения. Особый стиль Мосолова сформировался в годы учебы в консерватории, а успех пришелся на 20-е годы. Но это же время стало эпохой роковых перемен и тотального надзора за культурой. Творчество композитора признали «чуждым советской действительности». В 30-х годах Мосолов стал жертвой репрессий, провел год в лагерях, и после освобождения значительно изменил музыкальный стиль. Музыку композитора на долгое время забыли, множество его произведений оказалось утрачено. В 2017 году в Большом зале Московской консерватории впервые прозвучали некоторые сочинения Мосолова в рамках совместного проекта компании «Юнипро» и радиостанции Орфей «Возрождаем наследие русских композиторов».
11 августа 1973 года в Советском Союзе начался показ телефильма «Семнадцать мгновений весны» — ленты на сюжет романа писателя Юлиана Семёнова о приключениях советского разведчика Исаева, работавшего под именем Макса Отто фон Штирлица. Режиссеру Татьяне Лиозновой пришлось побороться за свою версию сценария: к моменту, когда она обратилась к писателю, история для экранизации была уже создана по заказу правительства. Именно Лиознова добавила в окружение Штирлица нескольких персонажей, не существующих в книге. Актёры, сыгравшие в картине, — Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев — в один миг стали культовыми. Музыку к 12-серийному фильму написал Микаэл Таривердиев, а исполнил песни Иосиф Кобзон.
В день серебряной свадьбы, 11 августа 1897 года, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков преподнес своей жене, Надежде Пургольд, особый подарок — романс на стихи Пушкина «Ненастный день потух». Любимой спутнице жизни композитор посвящал и другие сочинения, среди которых опера «Майская ночь». Супруги прожили вместе больше сорока лет и всё это время их семейные отношения являли собой редкий, идеальный пример. Надежда Николаевна была талантливой пианисткой, восхищала Даргомыжского и Чайковского, но предпочла собственной карьере помощь мужу: вместе с ним работала над музыкальными набросками, оркестровками, создала фортепианное переложения оперы «Псковитянка».