Открытие Венской оперы
25 мая 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Постановкой моцартовского «Дон Жуана» 25 мая 1869 года в самом центре австрийской столицы открылась Венская опера. Инициатива грандиозного строительства принадлежала императору Францу Иосифу Первому, который поручил проект двум архитекторам — Августу Зикарду фон Зикардсбургу и Эдуарду ван дер Нюллю. Свое творение они выполнили в стиле неоренессанс и украсили фасад статуями Грации, Фантазии, Комедии, Героики и Любви. Удивительно, но открытие роскошного театра привело не просто к скандалу, а к трагедии. Внутренне и внешнее убранство резко критиковали, в том числе и заказчик — император. Интерьер признали слишком помпезным, архитекторов обвиняли в безвкусии и расточительстве. Не выдержав такой реакции, Эдуард ван дер Нюлль повесился. Спустя два месяца от болезни умер и его коллега — Зикардсбург. Австрийский правитель был шокирован и, как говорят, с тех пор стал гораздо осторожнее в своих оценках. Через несколько лет, под руководством прославленного композитора и дирижера Густава Малера, Венский оперный театр превратился в одну из самых престижных площадок мира.
Первая симфония Феликса Мендельсона прозвучала в Великобритании 25 мая 1829 года. Композитор написал ее в 15 лет, и сначала симфонию услышала публика в Лейпциге в 1825 году под управлением автора. Сочинение было одним из первых опусов Мендельсона, звучавших на сцене, и удостоилось лестных отзывов. В Англии симфонию исполнили в измененном виде: композитор переписал третью часть, и посвятил произведение Лондонскому филармоническому обществу, которому и подарил рукопись. Далеко не все из своих симфоний Мендельсон считал удачными. Однозначными вершинами мастерства признаются «Итальянская» и «Шотландская», созданные на основе ярких впечатлений после путешествий композитора.
25 мая 2000 года в Третьяковской галерее открылась постоянная экспозиция, посвященная искусству ХХ века. Сегодня посетители могут оценить самую обширную в нашей стране коллекцию русского искусства этого периода. Она включает и авангард, и соцреализм, и новейшие течения, и строится на трех принципах: открыты монографические залы, посвященные великим художникам: Василию Кандинскому, Александру Дейнеке, Каземиру Малевичу и другим; залы коллекционеров; залы, представляющие направления начала ХХ века. Среди редких работ — графика Марка Шагала, иллюстрации к поэме Гоголя «Мертвые души» и уникальное собрание русского авангарда, подаренного галерее коллекционером Георгием Костаки.