«Реквием» Джузеппе Верди
22 мая 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Оперой, только в церковных одеждах, называл «Реквием» Джузеппе Верди немецкий дирижер Ганс фон Бюлов. Премьера произведения состоялась 22 мая 1875 года. После смерти Джоаккино Россини Верди пожелал увековечить память коллеги и предложил итальянским композиторам объединиться, чтобы создать траурную мессу к годовщине смерти автора «Севильского цирюльника». И подчеркнул, что реквием не может стать предметом любопытства, и после исполнения должен храниться в архиве Болонского музыкального лицея, «чтобы никто и никогда не мог получить его оттуда…» 12 частей композиторы распределили между собой, и Верди досталась последняя, Libera me. Но по каким-то причинам, за несколько дней до премьеры, устроители концерта отклонили произведение. Верди был возмущен. К тому времени его постигла еще одна утрата. Умер человек, которого композитор считал великим поэтом, славой и сокровищем Италии — писатель Алессандро Мандзони. Ему, в конечном итоге, Верди и посвятил траурную мессу, которую сочинил сам. Ровно через год после кончины Мандзони, «Реквием» под управлением автора исполнили в миланской церкви Святого Марка, а затем — в Ла Скала.
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года. Реформатор оперных традиций, Вагнер полагался на собственное видение этого жанра, не боясь осуждения. Произведения Вагнера звучали на сцене, когда автору не было и двадцати — хотя и не приносили дохода. Настоящее признание он получил в Дрездене — после премьер «Летучего голландца» и «Тангейзера». Во время революции в Германии бежал в Швейцарию, где его творчество долго не находило отклика, и где композитор увлекся женой собственного друга — Матильдой Везендонк. В эти годы Вагнер создал свое величайшее творение — оперу «Тристан и Изольда». А через несколько лет встретил любовь всей жизни — Козиму, дочь Ференца Листа. Оставив мужа, дирижера Ганса фон Бюлова, она навсегда стала музой композитора и его самой преданной поклонницей.
22 мая 1785 года в Москве приступили к строительству Дома Пашкова. Точно неизвестно, кто же руководил постройкой здания, носящего имя первого хозяина — дворянина Петра Пашкова. Предположительно, проект поручили архитектору Василию Баженову, и мастера могли нанять тайно — он долгое время был в немилости у Екатерины Второй. Уже в 18 веке Дом Пашкова вызывал у горожан восхищение роскошью. Иностранные путешественники писали: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках». Во время нашествия Наполеона здание сильно пострадало, прежний его облик восстанавливал архитектор Большого театра — Осип Бове. Сейчас помещение принадлежит Российской государственной библиотеке.