«Александр Невский»
17 мая 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
17 мая 1939 года в Большом зале Московской консерватории под управлением Сергея Прокофьева прошла премьера его кантаты «Александр Невский». Музыка написана к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. Режиссер признавал Прокофьева «тонким музыкантом» и восхищался его способностью передавать в мелодии художественный образ, созданный на пленке. Работа шла двумя способами: либо Эйзенштейн показывал композитору отснятые кадры и предоставлял оформить их музыкой, либо Прокофьев сочинял музыкальный фрагмент, а Эйзенштейн выстраивал видеоряд, основываясь на мелодии. Лента «Александр Невский» вышла на экраны 1 декабря 1938 года и завоевала колоссальный успех.
Французский композитор Эрик Сати родился 17 мая 1866 года. Фантазер и мистик, парадоксальный музыкант, авангардист и экспериментатор, автор так называемых гимнопедий — салонной музыки, и эпатажного балета «Парад». Два раза Эрик Сати поступал в Парижскую консерваторию, и два раза ее не окончил. Композитор говорил о себе, что он вовсе не музыкант. Определяющим фактором в своем творчестве считал науку и отмечал, что всегда работал с фоноскопом в руке. «Гораздо более, чем слышать звук, мне нравится измерять его. Чего только я не взвесил и не измерил! Всего Бетховена, всего Верди и так далее», — писал Сати. Он не раз удивлял современников — выступал против того, что еще недавно ревностно отстаивал, как, например, развитие импрессионизма в музыке. Получил прозвище «Аркёйский отшельник» — по названию пригорода Парижа, где жил и творил в одиночестве, избегая встреч с издателями и уклоняясь от выгодных предложений. Только изредка удивлял Париж новыми сочинениями с яркими названиями: «Три пьесы в форме груши», «В лошадиной шкуре», «Автоматические описания». Композитор включал в партитуру звуки автомобильных сирен, стрекот пишущей машинки, имитации уличных мелодий. Последние годы жизни Сати собрал вокруг себя группу композиторов, которая получила название «Аркёйская школа». Она призывала вернуться к национальным французским музыкальным традициям.
17 мая 1717 года молодой юрист Франсуа-Мари Аруэ, который затем изберет себе литературный псевдоним Вольтер, был заключен в Бастилию за публикацию анонимной поэмы «Я видел». «Я видел все злоупотребления, совершенные и предполагаемые… Я видел это зло, а мне только двадцать лет», — говорилось о придворных нравах в памфлете, который на самом деле сочинил другой писатель. Но, испугавшись дурной славы, в своем авторстве не признался. А с Вольтером сыграла злую шутку его известность при дворе. Незадолго до этого он написал стихотворение «Царствующий ребенок», посвященное регенту короля Людовика Пятнадцатого — Филиппу Орлеанскому. Вольтеру было чуть больше двадцати, он был популярен, поэтому автором нового скандального творения единодушно признали его. Писатель провел в крепости почти год. Его выпустили по распоряжению монарха. Спустя несколько лет Вольтер ненадолго попал туда снова — на этот раз за намерение провести дуэль.