Опера «Далибор»
16 мая 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Премьера оперы Бедржиха Сметаны «Далибор» на сюжет древней чешской легенды о знаменитом рыцаре прошла в Праге 16 мая 1868 года. В основе спектакля — идея освободительной борьбы, а в либретто сочетаются реальные исторические события и народные сказания о защитнике угнетенных, заточенном в тюремную башню. Премьера состоялась в день закладки первого камня в фундамент здания Национального театра в Праге. Постановка понравилась зрителям, но после нескольких представлений из-за происков реакционных кругов сошла со сцены. Всеобщее признание «Далибор» завоевал уже после смерти автора. На русской сцене оперу впервые поставил Мариинский театр в 1899 году.
16 мая 1768 года Екатерина Вторая повелела «Во славу блаженныя памяти императора Петра Великого поставить монумент». Памятник, возведенный в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади — со временем назовут «Медным всадником». Французский друг императрицы, философ Дени Дидро, посоветовал привлечь к работе скульптора Этьена Фальконе. Мастеру пришлось постараться, чтобы воплотить именно собственную задумку — почти каждый в придворном кругу видел памятник по-своему. Екатерина Вторая считала, что император должен походить обликом на римского Цезаря, быть на коне и непременно держать в руке жезл. Секретарь императрицы, Иван Бецкой, представлял скульптуру Петра Первого стоящей в полный рост. «Мой царь не держит никакого жезла, — ответил Фальконе. — Он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей». Скульптор изобразил царя в движении, в простой, свободной одежде, а не в парадном мундире. В конце концов Фальконе вынужден был покинуть Россию, не завершив памятник — его доделывал архитектор Юрий Фельтен.
16 мая 1896 года в Петербурге, в саду «Аквариум», на год позже, чем во Франции, состоялся первый в России киносеанс. Показ «синематографа Люмьера» провели киномеханик Шарль Муассон и его ассистент Франсис Дублие. Публика увидела несколько коротких фильмов в антракте между действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». Собственные российские короткометражные фильмы, которые демонстрировались зрителям после спектаклей уже с августа того же года, первым начал снимать артист Владимир Сашин.